Проблемы постинтернатного сопровождения детей сирот. Вывод по первой главе. Реквизиты и подписи Сторон
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
ведут иждивенческий образ жизни;
страдают от алкогольной зависимости;
совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.
Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:
Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Социально-педагогическое консультирование
Социально-профилактическая работа
Социальное воспитание
Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.
Методологические основы программы
Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма
Принцип демократизации отношений
Принцип индивидуального личностного подхода
Принцип природосообразности
Принцип творчества и свободы
Принцип свободы и выбора
Принцип деятельности
Принцип культуросообразности
Принцип комплексности и целостности
Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип мультидисциплинарности
Программа основывается на социально - педагогические технологии:
Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в программе:
Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
Практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
Метод социологического исследования по адаптации выпускников;
Методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия;
убеждения;
установления логических взаимосвязей;
разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
выявления социального "Я";
обучения поиску информации.
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
Приложение 1.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
оказание помощи в затруднительных ситуациях;
совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;
оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
социально-правовое просвещение выпускников;
профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
профилактика межличностных конфликтов.
Приложение 2.
РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
представительство в правозащитных и административных органах;
оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемый результат
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Формы и методы постинтернатного сопровождения
выпускников учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У них нет родителей, или родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов.
Около 15000 детей ежегодно выходят из детских домов. По прогнозам Генеральной прокуратуры РФ, в течение нескольких лет после выпуска 5000 из них становятся безработными, 6000 - бездомными, у 3000 будут судимости и 1500 покончат с собой.
Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.
К сожалению, в государственных структурах до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома. Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот нуждается в создании новых форм.
В Ярославской области функционируют 22 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 750 человек.
Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012г. утвержден порядок формирования служб постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и определены направления работы (консультирование, оказание социальной и психологической помощи, предоставление услуги временного проживания). В соответствии с этим нормативным документом, на базе 5 детских домов Ярославской области функционируют службы постинтернатного сопровождения.
С 01 января 2013 года на базе ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №6 на основании Приказа Департамента образования Ярославской области создана служба постинтернатного сопровождения «Содействие». Работает отделение социальной и психологической помощи. Специалисты службы сопровождают лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории города Ярославля.
Целью деятельности службы является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.
Специалистами службы создана модель сопровождения выпускников учреждений интернатного типа и приемных семей, которая включает три направления работы:
1. Информационно-аналитическое:
- создание банка данных о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- анализ профессионально-личностного становления выпускников;
- ведение карт сопровождения выпускников;
- отслеживание результатов сопровождения выпускников.
2. Социально-психологическое:
- защита личных, жилищных, имущественных прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
- повышение психологической устойчивости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- решение социально-бытовых вопросов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реабилитационные мероприятия для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Организационно-методическое:
- организация деятельности, направленной на поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка методических материалов по организации индивидуального сопровождения и поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации.
Работа с выпускниками начинается со сбора информации и составления базы данных. С этой целью осуществляется связь с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же с учреждениями профессионального образования. Полученная информация используется для расширения и развития содержания базы данных, которая составлена в программе Microsoft Office Access.
Работа с базой данных позволяет:
- получать удобный доступ к данным выпускника (пополнение, анализ, корректировка данных);
- производить выборку по различным параметрам;
- проводить мониторинг жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 1 мая 2015 года в базе данных находится информация о 585 выпускниках: в возрасте от 18 до 23 лет – 398 человек, до 18 лет – 85 человек, старше 23 лет – 102 человека.
Кроме информации о дате рождения, адресе регистрации по месту жительства и профессиональном образовании выпускника, указываются данные, способствующие оказанию оперативной помощи, такие как поддерживающая сеть и факторы риска. В контактной информации указаны не только телефон и адрес фактического проживания, но и адрес в социальной сети и электронный адрес (e-mail).
Контакт с выпускником осуществляется следующими способами:
- через социальные сети;
- при выезде специалистов по фактическому адресу проживания;
- на встречах-конференциях;
- через ближайшее окружение выпускника (друзья, родственники, соседи).
За каждым, обратившимся в службу постинтернатного сопровождения, закрепляется специалист из числа сотрудников. Определение вида сопровождения и составление индивидуальной программы сопровождения осуществляется на основе анализа проблем социализации выпускника.
Виды сопровождения:
- оперативное сопровождение (если действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника);
- активное сопровождение (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь). Данное сопровождение не включает круг вопросов, требующих скорейшего решения и, в отличие от оперативного сопровождения, применяется в стабильной для выпускника жизненной обстановке;
- активное наблюдение применяется при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройства на постоянную работу и другое. Отличие этого вида сопровождения от других заключается в более «спокойной» форме участия в жизни выпускника.
В соответствии с видом сопровождения определяются конкретные формы и методы работы, необходимые для достижения поставленной задачи.
Наиболее востребованными являются консультации специалистов: социального педагога, педагога-психолога, юрисконсульта.
В случае возникновения непредвиденной жизненной ситуации, предусмотрено несколько способов обращения в службу «Содействие»: он-лайн (через официальную группу в социальной сети, по скайпу), по телефону доверия, при личном визите (возможны индивидуальные и групповые обращения).
Так же востребованной является работа специалистов группы оперативного реагирования на трудную жизненную ситуацию выпускника. В состав группы входят социальный педагог и педагог-психолог, способные на месте урегулировать конфликтные ситуации выпускника с ближайшим окружением и предоставить квалифицированную помощь.
Выезды специалистов обеспечивают объективную оценку социально-бытовых условий самостоятельной жизни.
С целью решения проблем выпускников, происходит и межведомственное взаимодействие с различными организациями: Пенсионный Фонд, миграционные службы, службы судебных приставов, организации сферы ЖКХ, пр.
Проводимая работа фиксируется в индивидуальной программе сопровождения выпускника, а ее результат является неотъемлемой частью мониторинга жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мониторинг жизнеустройства проводится с использованием двух форм сбора информации: при непосредственном контакте с выпускником и при опосредованном контакте.
Для получения информации непосредственно от выпускников, используются методы: анкетирование и беседа.
При опосредованном контакте с ближайшим окружением выпускника происходит сбор информации и анализ результатов выполнения мероприятий индивидуальных программ сопровождения.
Еще одним источником информации является отслеживание активности в социальной сети. В результате исследования, проведенного специалистами службы постинтернатного сопровождения, информация и статусы, указанные на личных страницах в 87% случаев соответствуют реальным данным.
Работа в социальной сети активно используется специалистами и дает положительные результаты. Выпускники проводят в социальной сети практически все свободное время. Там они общаются с друзьями, смотрят видео, слушают музыку. Им комфортно использовать социальную сеть, она имеет привычный интерфейс, что обеспечивает простоту использования.
В группе размещена информация о правах и обязанностях выпускников учреждений интернатного типа, комментарии к законам, фото со встреч специалистов службы с выпускниками, с мероприятий службы постинтернатного сопровождения «Содействие», статьи о здоровье, психологическом комфорте, пропаганде здорового образа жизни.
Используя контакты группы, можно написать сообщение специалистам. Выпускникам нравится общаться со специалистами через интернет. На 1 мая 2015 года в группе состоят 136 человек, общаются со специалистами через социальную сеть более 250 человек.
В совокупности, вся вышеперечисленная информация является подтверждением того, что специализированная группа для выпускников в социальной сети должна быть востребована, а он-лайн консультации специалистов службы «Содействие» дают положительный результат.
Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.
Работа специалистов службы постинтернатного сопровождения «Содействие» является необходимым и востребованным инструментом для организации и обеспечения социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.
Условия постинтернатного сопровождения
В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.
Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:
- ? создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;
- ? создание событийной общности детей и персонала, позволяющей подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;
- ? индивидуальный подход к ребенку;
- ? межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской.
Среда развития ребёнка - это комплекс материально - технических, санитарно - гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально - технические и санитарно - гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении, проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур и реализации образовательного процесса. Вышесказанное распишем подробней.
Здания, помещения, оборудование.
- 1. Месторасположение, планировка, размер и общее техническое обслуживание:
- * наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;
- * наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;
- * соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;
- * утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.
- 2. Жилые помещения:
- * поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;
- * наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;
- * наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;
- * количество мест в спальне -- не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;
- * наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.
- 3. Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).
- 4. Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:
- * наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;
- * обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;
- * наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;
- * наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
- * наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).
Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.
Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.
Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.
- * обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);
- * информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;
- * обеспечение непрерывности лечения детей;
- * ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;
- * включение воспитанников в программы санитарного просвещения;
- * организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;
- * наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров
у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;
- * организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);
- * соблюдение периодичности медицинских осмотров;
- * проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;
- * проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;
- * наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;
- * организация помощи нарколога в случае формирования аддикций.
Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.
Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:
- 1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в интернатном учреждении;
- 2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;
- 3. требований к среде развития ребёнка.
Индивидуальный подход - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка.
Межведомственное взаимодействие - это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств - оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.
Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды, так как в неё входит ряд следующих условий: материально - технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.
Вывод по первой главе
Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения я пришел к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.
Но сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как: бедность конкретно - чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями, иждивенческая позиция, низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей - сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным.
постинтернатный сирота адаптация социум
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.
Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.
Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.
Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.
В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.
Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.
С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.
Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.
Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.
В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.
В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».
Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.
По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.