Почему в Саудовской Аравии женщинам нельзя водить машину? В саудовской аравии женщинам разрешили водить автомобиль Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома без сопровождения мужчины и посещать спортивные мероприятия. При этом большинство запретов официально не прописаны ни светских, ни в религиозных законах, они существуют просто на уровне традиций. Но в наказание за нарушение этих традиций часто даже убивают.

Делать что-либо без согласия мужчины-опекуна

Мужчина-опекун - чаще всего муж, отец или брат - тот человек, который всецело управляет жизнью любой женщины в Саудовской Аравии. Без его разрешения женщина не может заключать или разрывать брак, получить образование, работать, уезжать куда-либо за границу или в пределах страны и даже сделать плановую операцию. Каждый шаг, каждое действие требует согласие или непосредственного участия мужчины-опекуна. Даже просто общаться с мужчиной-неопукуном строго запрещено.

Совершать что-то, что могло бы отразиться на чести мужчины-опекуна

При этом мужчина-опекун, защищающий и опекающий женщину, вправе требовать от неё благоразумного поведения. Считается, что если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет честь в глазах общества. А это очень серьёзно. Если женщина своим поведением портит честь мужчины-опекуна, тот вправе наказать её и в крайних случаях даже убить. Причём это не просто какой-то устаревший догмат. Практика убийств чести происходит в Саудовской Аравии каждый день. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Наиболее консервативные граждане тогда призывали правительство полностью запретить Facebook , потому что он, по их словам, подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение. Для женщины в Саудовской Аравии является сильнейшим позором арест религиозной полиции. А арестовать они могут за что угодно. Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с посторонними мужчинами, публично расстреляли братья, в присутствии отца.

Появляться на улице с открытыми частями тела

Согласно шариату, чтобы посторонний мужчина не соблазнился женщиной, она обязана в общественном месте покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. Но в некоторых провинциях страны женщин обязывают закрывать всё лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки. Однако, с 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком «сексуальными».

Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

В Саудовской Аравии присутствует ярко выраженная половая сегрегация. Она затрагивает всех женщин, которых мужчины-опекуны стараются максимально ограничить от окружающего общества и любых контактов с незнакомыми мужчинами. Любые торжественные мероприятия проходят с разделением мужчин и женщин. Большинство домов в стране имеют отдельные входы. Притом любому мужчине, кроме хозяина, запрещено входить в женскую часть дома. Разделены также и все общественные места: торговые центры, парки развлечений, пляжи, общественный транспорт, образовательные учреждения. Причём довольно часто школьники двух полов учатся не просто в разных зданиях, но и в разное время, чтобы они ни в коем случае не пересекались друг с другом. Нарушение принципов половой сегрегации, особенно со стороны женщин, приравнивается к преступлению.

Работать где ей нравится

Начнём с того, что для женщин в Саудовской Аравии вообще не поощряется любая наёмная работа. С раннего детства девочек учат, что их главная роль - рожать и воспитывать детей, поддерживать семейный очаг, заботиться о семье. Женщина, конечно, может работать, но только в специально отведённых для женщин местах и не во всех сферах деятельности. Можно работать врачом, медсестрой, учителем. Но это только если удалось прежде получить подходящее образование, что сделать тоже крайне трудно. К тому же, на любую работу женщина в Саудовской Аравии может устроиться только с разрешения мужчины-опекуна.

Посещать открытые спортивные мероприятия

Не смотря на то, что в стране существуют женские спортивные команды, ни в каких более-менее значимых спортивных соревнованиях им участвовать нельзя. До 2008 года Саудовская Аравия была единственной страной в мире, которая не представляла женщин на Олимпийских играх. В школах саудовские девушки не получают никакого спортивного образования, да и к остальным спортивным сооружениям имеют крайне ограниченный доступ. Но посещать открытые спортивные мероприятия женщинам строго запрещено.

Водить машину

Передвижение женщин по стране и так очень ограничено. Без сопровождения мужчины-опекуна им не разрешается даже выходить из дома, не говоря уже о каких-то поездках или путешествиях. Водить машину женщинам запрещено, им не выдают государственные лицензии на вождение даже в том случае, если у них есть иностранные права. Большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. Так, например, профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. А другой влиятельный шейх Салех Лохайдан как-то заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами. Справедливости ради, стоит отметить, что запрет на вождение машин женщинами повсеместно нарушается в сельской местности страны.

Пользоваться общественным транспортом

Как правило, женщины Саудовской Аравии не могут пользоваться и общественным транспортом. Во-первых, потому что это не безопасно с точки зрения контактов с посторонними мужчинами. Во-вторых, многие транспортные компании в принципе не перевозят женщин. Хотя, в некоторых поездах есть специальные секции с отдельным входом, расположенные в конце составов, специально для женщин.

Выбирать себе супруга

Не смотря на то, что в 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков, договор между женихом и отцом невесты до сих пор считается обязательным. Ситуация осложняется ещё и тем, что в стране отсутствует минимальный брачный возраст. Большинство высших религиозных деятелей считают, что девочка пригодна для брака с 9 лет, а мальчик с 15. Они также полагают, что девушку нужно обязательно выдать замуж до наступления половой зрелости. Ни о каком сознательном выборе супруга тут не может быть и речи. Кроме того, такая практика крайне негативно сказывается на женском образовании. Девушки, заключившие ранний брак (до 16 лет) потом как правило уже не получают полноценное образование и, соответственно, не могут работать. Не стоит забывать, что в стране официально разрешено многожёнство. Мужчине позволено иметь до четырёх жён.

Выходить из тюрьмы досрочно

А вот тут начинается самое интересно. В Саудовской Аравии религиозная полиция может арестовать женщину буквально за что угодно. Например, за «неправильную одежду», за общение с посторонним мужчиной. И даже если женщина стала жертвой изнасилования, то она может понести наказание в виде тюремного срока за то, что недостаточно покрывала тело или была знакома с будущим насильником. При этом в стране существует традиция, что заключённый может быть досрочно освобождён, если выучит наизусть Коран, или получит помилование от короля по случаю праздника или коронации. Но женщины-заключённые таких привилегий лишены. Более того, даже по истечении полного срока заключения, женщина может быть освобождена из тюрьмы только по разрешению мужчины-опекуна. И нередко случается так, что опекуны настаивают на увеличении срока наказания, или даже вовсе отказываются от женщин. И тогда они вынуждены сидеть в тюрьме долгие годы.

Широкую огласку получил случай, произошедший в 2015 году, когда женщина уличила своего мужа в супружеской измене со служанкой и тайно сняла целующуюся пару на видео, после чего опубликовала в интернете. Самой этой женщине теперь грозит тюремное заключение и штраф в 87,6 тысячи евро за «оскорбление чести и достоинства мужа».

13 августа исполняется 47 лет с момента принятия в Тунисе закона, который запрещает женщинам носить мини-юбки. Мы решили рассказать о самых необычных запретах, которые касаются исключительно женщин.

Если зовут Мария, то заниматься проституцией нельзя

В Италии весьма необычный закон запрещает всем женщинам с именем Мария заниматься проституцией. Дело в том, что это имя является первым по популярности среди итальянских имен. Итальянцы — католические христиане, поэтому имя Мария для них связано с именем матери Иисуса Христа, это и является основной причиной принятого закона. Итальянцы считают, что порочить имя матери Христа нельзя, ведь Мария — святая Богородица. Кроме того, образ Марии Магдалины в традициях католической церкви долгое время отождествлялся с образом кающейся блудницы.

Толстым, уродливым и некрасивым нельзя оголяться

В итальянском городе Тропеа существует закон, который совершенно четко регулирует, кому можно находиться на пляже в раздетом виде, а кому нет. В законе говорится: «Женщинам, которые толсты, уродливы или некрасивы, запрещается появляться на пляже в раздетом виде». Данным правом пользуются лишь «молодые женщины, которые достойны того, чтобы превозносить красоту женского тела». Остается только посочувствовать полицейским, которым приходится применять данный закон на практике.

Носить нижнее белье нельзя

В африканском Свазиленде несколько лет назад был принят закон, запрещающий всем женщинам страны носить нижнее белье. Монарх решил, что такое постановление, закрепленное законодательно, вернет женщин страны к старым традициям. За неподчинение закону женщин обязательно наказывают: солдаты срывают с них нижнее белье и тут же рвут на мелкие кусочки в присутствии остальных граждан. В то же время в Свазиленде принят закон о ношении юбок не ниже колена, поэтому неизвестно, как солдаты увидят нижнее белье под юбками у «преступниц».

В том же самом Свазиленде женщинам запрещено носить брюки. По закону солдаты национальной гвардии обязаны сорвать их с нарушительницы и разорвать на мелкие кусочки. То, что после наказания виновница останется посреди улицы голой (ведь нижнее белье носить нельзя), похоже, никого не волнует.

Купальники и джинсы с низкой посадкой — нельзя

В Гренаде запрещается ходить по городу в купальниках. Также оштрафовать могут тех, кто носит джинсы со слишком низкой посадкой. Штраф может достигнуть 270 долларов, но, как уверяют в туристических компаниях, на самом деле его нечасто применяют.

Ходить без родственника мужского пола нельзя

В Саудовской Аравии женщинам запрещено ходить по улице без сопровождения любого родственника мужского пола. Сначала граждане просто считали это дурным тоном в связи с царящими в стране религиозными и моральными представлениями. Но когда распространение западной морали поставило эту традицию под угрозу, власти закрепили запрет законодательно.

Ездить на велосипеде нельзя

В КНДР женщине любого возраста не разрешается ездить на велосипеде, даже если она сама им не управляет, а едет сзади мужчины на багажнике. Причиной запрета стало то, что дочь одного из высокопоставленных чиновников КНДР попала под машину на велосипеде и погибла. Власти объяснили, что езда девушек на велосипедах противоречит социалистической морали, поэтому легализация данного постановления необходима.

Водить машину в обуви на платформе нельзя

В Японии женщинам запрещено водить машину в обуви на платформе. Дело в том, что в 2000 году было зафиксировано много аварий, виновницами которых были обладательницы «небоскребов». С тех пор всех, кто осмелится нарушить закон, ожидает наказание — штраф в 7 тыс. иен. Под запретом и традиционные японские деревянные сандалии гета.

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,

© depositphotos.com

Tochka.net и forbeswoman расскажут об этом подробнее.

Женщинам запрещено водить машину, обращаться в суд, наследовать имущество и даже выходить из дома без разрешения мужчины. Это не выдержка из книги по истории столетней давности, а реальное положение дел во многих странах, где религия и местные традиции до сих пор сильно ограничивают права прекрасного пола.

Многие западные аналитики даже сравнивают состояние прав женщин в некоторых мусульманских странах с апартеидом или дискриминацией чернокожих в США до середины прошлого века. Речь идет, в частности, о странах так называемой Чёрной Африки,которая находится южнее Сахары и в мусульманских странах Ближнего Востока.

Таковы данные Индекса Гендерного Неравенства, который ежегодно составляют в ООН, анализируя положение женщин в 148 странах. При этом во внимание берутся такие факторы, как доступность образования для женщин, возможность работать, политические и социальные права, самостоятельность в судах и полиции, и многие другое.

А самая худшая ситуация с правами женщин в Йемене, который занимает последнее, 148-е место в рейтинге. Перед ним идут Афганистан, Нигер. Саудовская Аравия, Конго, Либерия, Центральноафриканская республика, Мали и Сьерра Леоне.

Forbes собрал самые шокирующие запреты для женщин, которые до сих пор действуют в этих странах.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия в последние несколько лет регулярно попадает в мировые новости как единственная страна в мире, где женщинам запрещено водить машину. Местные активистки уже несколько лет проводят акции протеста, разъезжая по городам за рулем автомобилей и подавая петиции королю, из-за чего их увольняют с работы, заставляют платить огромные штрафы и даже сажают в тюрьму.

Интересно, что никакого специального закона, который бы запрещал женщинам водить машину, в стране нет. Но женщинам просто не выдают права, а те, что выданные им за границей в Саудовской Аравии недействительны.

При этом большинство людей с высшим образованием в Саудовской Аравии - женщины, а 15% женщин имеют работу. Запрет порождает множество нелепых ситуаций - например работающим или учащимся женщинам приходится нанимать себе личного водителя, что стоит немалых денег. Время от времени в новости попадают случаи, когда женщину, которая приехала за рулем автомобиля в больницу из-за плохого самочувствия, заставляют тут же платить штраф и писать расписку с обещанием больше никогда не садиться за руль.

В 2013-м в Саудовской Аравии случился новый конфуз - религиозный клерик Шейх Салех аль-Лохаидан заявил, что вождение автомобиля вредно действует на яичники, поэтому женщины не должны садиться за руль.

Саудовская Аравия, Йемен

В некоторых мусульманских странах женщины не могут покидать город, страну и даже выходить из дома без разрешения махрама - опекуна. Опекуном может быть близкий родственник мужского пола - муж, отец, брат. Интересно, что после смерти мужа и отца, за неимением братьев, опекуном становится сын.

Присутствие опекуна также необходимо, если женщина хочет обратиться в суд, в полицию или в другие органы власти. При этом официально института опекуна в Саудовской Аравии нет, и правительство уверяет, что такой практики в стране нет.

Большой резонанс в стране получили несколько случаев, когда женщинам не делали критически важные операции после автомобильной аварии, дожидаясь, пока разрешение на операцию даст отец или брат пострадавшей, поскольку ее муж только что погиб в этой же аварии.

Мали, Конго, Либерия, Свазиленд

Во многих мусульманских странах действует закон, согласно которому женщина получает вдвое меньше наследства, чем мужчина.

В Мали также действует закон, согласно которому мужчина имеет право на всю собственность жены, даже если у пары есть брачный контракт, в котором указано, что каждый сохранят права только на свое имущество.

Во многих странах Чёрной Африки, например, в Либерии, фактически действует два типа права - цивильное и традиционное. Несмотря на то, что по конституции женщины имеют право наследовать землю и другую собственность, по традиционному праву, которое применяется в городах поменьше и сельской местности, женщины не имеют права наследования вообще. Более того, женщина даже не может наследовать имущество своего мужа после его смерти - все переходит его родственникам.

В Свазиленде женщины не только не могут наследовать имущество, но и не могут даже сами подписывать любые документы и управлять имуществом мужа.

Некоторые страны Чёрной Африки, например Сьерра Леоне, предоставили женщинам право наследования совсем недавно - в 2007 году, но местные организации прав человека говорят, что закон все еще не действует во многих частях страны.

Йемен, Мали

Во многих мусульманских странах свидетельства женщины в суде не является равноценным свидетельству мужчины. Чтобы тягаться со свидетельством мужчины надо свидетельство не одной, а двух женщин. А в некоторых делах свидетельства женщины не принимаются вообще. Например, женщина не может давать показания в суде в делах о супружеской измене, клевете, краже и содомии.

Непросто женщинам также обращаться в суд. Например, в Йемене, чтобы продать или купить имущество, женщина должна привести в суд двух мужчин, которые бы подтвердили ее личность. А слова этих мужчин должны подтвердить еще четверо мужчин.При этом желательно, чтобы это были родственники. Таким образом,чтобы решить вопрос в суде женщине надо явиться туда с шестью представителями противоположного пола.

В Мали при обращении в суд по поводу развода женщина должна заплатить эквивалент $60 только за прием заявления. В бедной Мали эта сумма слишком существенна для большинства жителей. При этом с местных мужчин такая оплата не взимается.

Ливан, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Оман, Сирия

Почти во всех странах дети, рожденные от брака гражданина и иностранца, имеют право на гражданство любого из родителей. Но не в арабских странах. Так, наличие матери-арабки и отца - гражданина другой страны,не является основанием для получения гражданства арабского государства их детьми. Дети таких женщин приравнены к иностранцам, даже если проживают в стране матери. Таким образом, они не имеют права на местную социальную помощь, должны платить за учебу, не могут наследовать имущество и даже заниматься определенными профессиями. При этом,наличие отца-араба и матери - иностранки, гарантирует получение гражданства арабской страны. Этот дискриминационный закон был отменен в Египте, Алжире, Марокко, Тунисе, Йемене и даже Саудовской Аравии только в 2012 году. При этом ничего не изменилось в Ливане, Бахрейне, Иордании, Кувейте, Омане и Сирии.

Как организуют свою жизнь женщины в государстве, занимающем 130-е место из 134 в рейтинге по ущемлению женских прав.

Жизнь 15-миллионного женского населения Саудовской Аравии подчинена массе запретов, но саудийки идут на уловки и крайности, чтобы защитить свое правовое положение и обеспечить минимальную свободу в самой закрытой стране мусульманского мира.

Вождение автомобиля

Активистка Маналь Аль-Шариф за рулем машины

Традиции: В XXI веке королевство остается единственным местом на планете, где существует запрет на вождение транспортного средства лицами женского пола. Жительницы страны, находясь за границей, не упускают возможности сесть за руль. Но даже наличие международного водительского удостоверения в их собственной стране не дает им права на получение водительской лицензии.

Изменения: Летом 2017 года была опубликована книга одной из самых ярких активисток Саудовской Аравии Маналь Аль-Шариф «Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин». Публикации предшествовал прошлогодний девятидневный арест Маналь за вождение. Она не просто села за руль автомобиля, но и засняла это на видео, а позже добавила ролик на YouTube, положив начало грандиозной акции неповиновения среди других соотечественниц, которые последовали ее примеру. Как говорит сама Маналь: «Борьба заключается не в том, чтобы водить машину. Речь идет о том, чтобы стать водителем собственной судьбы».

Участие в открытых спортивных мероприятиях


Сара Аттар на Олимпийских играх в Лондоне Olivier Morin

Традиции: В женских школах и университетах спорту уделяется мало внимания, а посещать открытые спортивные соревнования прекрасной половине саудовского общества и вовсе запрещено.

Изменения: Только в 2012 году Сара Аттар и Видждан Шахарджани стали первыми представительницами женской команды Саудовского королевства на Олимпиаде в Лондоне. Они выступили в таких видах спорта, как легкая атлетика и дзюдо. И хотя спортивные результаты девушек оказались не впечатляющими, их имена уже вошли в историю.

Согласие опекуна


Традиции: Кажется дикостью, но женщина в Саудовской Аравии не может самостоятельно выйти замуж или подать на развод, получить образование, работу и путешествовать. Даже чтобы снять жилье, открыть банковский счет или сделать операцию по медицинским показаниям, согласно нормам страны, необходимо сначала получить разрешение махрама — мужчины-опекуна.

Изменения: Азиза Аль-Юсуф — еще одна известная фигура среди саудовских женщин — борцов за свои права. В прошлом году она приняла активное участие в движении по отмене опеки со стороны мужчин. Кампания быстро набирала обороты в интернете, а более 14 000 соотечественниц Азизы подписали петицию с требованием отмены правил опекунства.

Руководство страны пошло на уступки. Указом короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль-Сауда от 17 апреля нынешнего, 2017 года решено, что система опеки наконец-то будет пересмотрена. Согласно королевскому распоряжению, госорганы в трехмесячный срок должны издать новые законы по упразднению опеки и предоставить максимально упрощенный список процедур, при которых согласие со стороны мужчины все же потребуется. Насколько масштабными и глубокими будут изменения, пока еще судить рано.

Правила половой сегрегации


Voba Kat

Традиции: Чтобы оценить суровость законов в Саудовской Аравии, достаточно знать, что женщина может быть наказана просто за разговор с представителем мужского пола, который не является ее близким родственником.

Общественные места и учреждения поделены в стране на мужские и женские зоны. Отдельно проводится обучение в образовательных заведениях, четкое отмежевание наблюдается в ресторанах, кафе, магазинах и офисах. Даже такие международные компании, как McDonald’s, Pizza Hut, Starbucks, предоставляют в стране отдельные зоны для мужчин и женщин.

Изменения: Развитие социальных сетей дало возможность обходить существующие запреты и выбирать круг хотя бы виртуального общения самостоятельно, проявляя при этом определенную осторожность. А открытие в 2009 году первого совместного университета для обучения парней и девушек вселяет надежду на либерализацию существующего порядка в общении между полами.

Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%

Одна из фигуранток списка Forbes, гендиректор саудовской финансовой компании Olayan и известная активистка в деле борьбы женщин за свои права Лубна Олаян первой заговорила об отмене половой сегрегации, аргументируя это потребностями в построении развитой экономики в стране. Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%. Женщины используют любую возможность для получения образования, будь то дистанционное обучение или учеба за рубежом, которая стала возможна с 2008 года при согласии опекуна.

А в мае 2017 года дочь американского президента Иванка Трамп, широко известная благодаря активной позиции в вопросах занятости женского населения, провела встречу с саудовскими женщинами-лидерами, отметив позже в своем инстаграме: «Необходимость расширения возможностей и вовлечения женщин не знает границ и культур. Будь то в Соединенных Штатах или Саудовской Аравии, мы должны признать, что расширение прав и возможностей женщин является ключевым фактором процесса экономических преобразований».

Замуж по собственному желанию

Zurijeta / Shutterstock.com

Традиции: 2005 год хоть и принес в королевство отмену принудительных браков, однако договор между отцом и будущим супругом невесты все так же является обязательным. В таких обстоятельствах, когда женщина вообще не принимает участия в переговорах о собственной судьбе, ни о каком самостоятельном выборе супруга и речи быть не может.

Изменения: С мертвой точки вопрос немного сдвинулся в 2016 году. Женщина теперь получает копию брачного договора и возможность защищать свои права, в том числе и при разводе. Хочется верить, что на этом изменения не остановятся и в ближайшем будущем каждая женщина Саудовской Аравии сможет выбирать себе спутника жизни, руководствуясь лишь собственным желанием и зовом сердца.

Право на досрочное освобождение из тюрьмы

Традиции: В Саудовской Аравии существует давняя традиция, по которой заключенного могут выпустить досрочно, если он выучит наизусть Коран или же получит помилование от короля в дни религиозных или государственных праздников. Однако ни на свою память, ни на милость короля саудийкам, отбывающим наказание в тюрьме, рассчитывать не приходится. Женщина может быть освобождена только с разрешения мужчины-опекуна, который часто настаивает на продлении срока.

Изменения: Единственное оружие женщин в этом случае — добиваться огласки и привлечения внимания мировой общественности к своему делу. Иногда этот механизм срабатывает и случается долгожданное освобождение. «Я думаю, что это наша задача — бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать некоммерческие организации», — уверена принцесса Амира ат-Тавиль, влиятельная саудийка, вице-президент благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies, неоднократно публично выступавшая в зарубежных СМИ за расширение прав соотечественниц.

Дресс-код


Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд

Традиции: Согласно закону, представительница прекрасного пола может появляться в общественном месте, прикрывая все части тела за исключением овала лица, кистей и стоп. В 2011 году было предписано скрывать и глаза от посторонних мужчин.

В «стране двух святынь», помимо органа, осуществляющего надсмотр за соблюдением норм шариата, существует также специальный отдел полиции по отлову «ведьм»

Изменения: Женщины не были бы женщинами, если бы не стремились утвердиться в своем праве одеваться согласно собственному вкусу и веяниям времени. Вслед за местными иконами стиля саудийки все чаще решаются выйти за рамки черной абайи (традиционного длинного платья), экспериментируя с цветами, фасонами и украшениями в своем гардеробе. Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд, благодаря своему тонкому вкусу и умелому сочетанию восточного колорита и западных новшеств в своем стиле, известна далеко за пределами родины. Дина, в июле прошлого года возглавившая Vogue Arabia, стала вдохновляющим примером для многомиллионной женской аудитории королевства, а Кристиан Лубутен даже назвал одну из пар туфель в ее честь.

Опека над своими детьми

Традиции: Семейный кодекс — еще один пункт, где женская половина населения Аравии ущемлена в своих правах. Законодательная база Саудовского королевства предполагает, что дети, достигшие семилетнего возраста, полностью находятся во власти отца. Во время развода о совместной опеке над детьми нечего и думать, если отец изъявит желание, чтобы дети остались с ним.

Изменения: Благодаря усилиям женщин, получивших в 2011 году право войти в законодательный совет, с 2013 года насилие в семье стало рассматриваться как уголовное преступление. В том же году женщинам официально разрешили работать юристами по семейным делам. Такие, хоть и минимальные, изменения в сторону увеличения женских прав дают надежду, что правовое положение жены и матери в стране станет более защищенным. И тот факт, что число разводов по женской инициативе возросло за последнее время, свидетельствует о большей уверенности женщин в своих силах и готовности к трудностям, связанным с бракоразводным процессом и жизнью без мужа.

Колдовство, магия

Традиции: Ислам — официальная и единственная разрешенная религия в государстве. Более того, в «стране двух святынь», помимо органа, осуществляющего надсмотр за соблюдением норм шариата, существует также специальный отдел полиции по отлову «ведьм». Запрещена любая деятельность по предсказанию будущего, гадание и заговоры, колдовство и магия. И как бы смешно ни звучали в современном мире эти обвинения, наказания за них предусмотрены вполне реальные — от тюремного срока до казни. С 2009 года более 500 человек были задержаны по этим статьям. Двух саудиек осудили лишь за то, что у них были найдены талисманы.

Изменения: пока нет.

Жизнь не стоит на месте, и активистки Саудовской Аравии всеми способами приближают тот день, когда смогут обладать всеми правами и свободами, которые даны каждому человеку от рождения — независимо от пола и страны проживания.