Тесты на готовность ребенка к школе. Тесты на готовность ребенка к школе Тестирование для дошкольников 6 7

Цель: Диагностика психологической готовности детей 5 - 7 лет к школьному обучению. А также диагностика уровня умственного развития ребенка.

Тест состоит из 15 заданий (с использованием тестового материала - картинок). Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 - 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)».

Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Первое задание: «История в картинках» (рис.4 - 6)






Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценка задания:

  • 7 баллов - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
  • 5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
  • 3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
  • 2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
  • 0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ.

Второе задание: «Знание цвета»

Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл

Третье задание: «Заучивание четверостиший»

Инструкция (состоит из трех этапов):
Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

    «Как дорожит любым деньком
    Малюточка пчела! -
    Гудит и вьется над цветком,
    Прилежна и мила».
1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
    «Как дорожит любым деньком
    Малюточка пчела!»
2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

    «Гудит и вьется над цветком
    Прилежна и мила».
3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценка задания:
  • 8 баллов - Правильное полное воспроизведение всех трех частей.
  • 5 баллов - Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
  • 3 балла - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
  • 2 балла - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
  • 0 баллов - Набор бессмысленных слов или полный отказ.
  • c

Четвертое задание: «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок. Например: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.

Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Пятое задание: «Процесс счета».

Используются картинки из четвертого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценка задания:
    5 баллов - Счет без моторных компонентов.
    4 балла - Беззвучное проговаривание (движение губ).
    3 балла - Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.
    2 балла - Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.
    1 балл - Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.
    0 баллов - Отказ отвечать.

Шестое задание: «Порядок счета»

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

Седьмое задание: «Классификация предметов»

Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин.

Инструкция: «Вот три корзины. Эта - (показывают) корзина для фруктов, эта - (показывают) для овощей, эта - (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценка задания: За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

Восьмое задание «Восприятие количества»

Состоит из двух частей.

1 часть: Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценка задания:
Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть - чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.

Девятое задание: «Размещение фигур»

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты

1 часть: У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.

Оценка задания: За каждое правильное название начисляется один балл.

2 часть: Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?»

Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круглый.

За каждое правильное объяснение - один балл.

3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) - все круги».

Оценка задания: За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

Десятое задание: «Сравнение картинок»

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.









Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»


Оценка задания:
    2 балла - Правильное решение без помощи.
    1 балл - Правильное решение с помощью.
    0 баллов - Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма за 4 пары картинок - 8 баллов.

Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы»

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший»

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из третьего задания. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и Iтретьем задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в третьем задании.

Тринадцатое задание «Нахождение аналогий».

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
Днем светло, а ночью?... (темно)
Птица поет, а собака?... (лает)
Машина едет, а самолет?... (летит)
Голубь летает, а рыба?... (плавает)
У кошки - шерсть, а у утки?... (перья)
Платье сшито из ткани, а ботинки?... (из кожи)

Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Четырнадцатое задание «Срисовывание»

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

Оценка задания: Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

    6 баллов - Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
    3 балла - Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.
    2 балла - Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
    0 баллов - Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

Пятнадцатое задание:«Описание картинки»

Ребенку показывают картинку


и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

Оценка задания: а) Разговорная речь.

    2 балла - Беглая речь без запинок
    1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы.
    0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
    8 баллов - Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
    6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
    4 балла - Преимущественно простые предложения.
    1 балл - Преимущественно неполные предложения.
    0 баллов - Построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
    2 балла - Четкое произношение звуков.
    1 балл - Нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 1

Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.

Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.

Таблица 2

Регистрационный бланк к тесту

Таблица 3
Номера заданий
Ответы ребенка
Примечания
Оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тест 1. Задачи на смекалку

На столе лежит груша. Если её разделить на 3 части, сколько яблок окажется на столе? (Ни одного)
Каждый день Маша даёт одну конфету своему братику. В каком месяце он получит меньше всего конфет? (В феврале)
Где нельзя найти сухих камней? (В море)
Где космонавт может потерять свой вес? (В полете)
Что в году бывает только четыре? (Время года)
Как зажечь свечку под водой, чтобы она горела не меньше 20 минут? (Никак)
В классе 20 детей — 10 мальчиков и 10 девочек. В понедельник в классе стало больше мальчиков. В каком случае это возможно? (Если кто-то из детей не пришел)
В каком случае крышка может войти в кастрюлю? (Если она от другой кастрюли)
В коридоре стояли два мальчика. Подошла учительница и сказала Пете вернуться в класс. Почему в класс пошли оба мальчика? (Их обоих звали Петями)
Между какими днями разница в один год? (Между 31 декабря и 1 января)

Тест 2. Задачи на внимание

Зачеркните все звезды, которые несколько раз встречаются в строчке.

Тест 3. Найдите и вычеркните всё съедобное.

Тест 4. Найдите и подчеркните все числа больше 5.

Тест 5. Доберитесь до сыра так, чтобы мышка не встретилась с кошкой.

Тест 6. Прочитайте стихотворение, назвав животных и птиц с интонацией.

Тест 7. Посмотри внимательно на картинку и ответь.

Сколько мальчиков изображено на картинке?
Сколько детей смотрят в одну сторону (влево, вправо)?
Сколько мячиков лежат на траве?

Тест 8. Задачи на тренировку памяти.

Покажите ребенку картинку на 30 -60 секунд. Затем уберите в сторону и задайте вопрос, по какому номеру позвонить тигренку, поросенку, котенку, барашку.

Тест 9. Задачи на развитие мышления

4. Придумайте 3 вопроса к этой задачи.

«Девочки собирали ягоды. У каждой было по 2 корзинки. Одна из девочек собрала две полные корзинки, а две других только по одной.»

5. Составьте из слов предложение.
— Пятерки детей двое классе в получили.
— Природы погоды нет у плохой.
— Мечту из верит свою в каждый нас.
— Снег в таять обычно марте начинает.
— Во приходят нам к герои снах сказок.

Тесты для будущих первоклассников

Тест 10. Определите количество гласных и согласных звуков в словах.
Картофель, стол, ручка, игра, девочка, телефон, рука.

Тест 11. Перескажите отрывок из сказки.

Тест 13. Найдите лишние слово. Объясните свой выбор.

Табуретка, диван, стол, ваза, тумба.
Банан, яблоко, помидор, апельсин, мандарин.
Пенал, портфель, тетрадь, линейка, кружка.

Тест 14. Определите о какой сказке идет речь.


Тест 15. Найдите отличия.


Тест 16. Найдите предложения, которыми можно описать картинку.

На улице зима.
Дети катаются на санках.
В варежках зимой на улице теплее
На картинке нет деревьев.
Возле дома есть каток.
У мальчика синяя шапка.
На улице идет снег.
Снегири сидят на ветке.
Дети дружно лепят снеговика.
У мальчика зеленые глаза.
Белочка просит лакомство.

И еще задания для тестирования ребенка 7 лет. Обратите внимание на каком задании у вашего малыша возникает заминка и проработайте эту часть.

  1. Выстроите действия в правильную последовательность.
  2. Закрасить окружность, взять ручку, нарисовать окружность.
  3. Надеть куртку, слепить снеговик, встать с дивана, выйти на улицу.
  4. Покормить кота, подойти к миске, взять колбасу, подойти к холодильнику.
  5. Сесть за стол, выписать из книжки 5 предложений, взять ручку, открыть книжку.
  6. Отметьте истинные предложения.
    В Сибири не бывает холодов.
    Медведи зимой впадают в спячку.
    Кукушки подбрасывают яйца в чужие гнезда.
    Многие птицы осенью улетают на юг.
    Сахар в чае размешивают вилкой.
    Новый год празднуют 30 ноября.
    Летом в лесу можно найти ягоды.
    Кошки живут в тайге.
    Мыши не боятся кошек.
    В Африке всегда жарко.

Видео головоломки для детей

Разнообразные тесты — это интересное и полезное времяпрепровождение для ребенка. Предложите малышу ответить на вопросы теста. И потом, подсчитав свои результаты, он сможет узнать о себе что-то новое. Вы можете самостоятельно придумать тесты на различные темы и предложить их ребенку.

Тест «Хороший ли ты помощник?»

1. Ты пришел из школы (или из детского сада). Мама или бабушка делают уборку дома. Чем ты будешь заниматься?

A. Спрошу, не нужна ли моя помощь. Если мама или бабушка попросят меня помочь, то буду делать, что мне скажут.

Б. Попрошу разрешения пойти гулять на улицу или сяду смотреть телевизор.

B. Начну убирать игрушки или книги в своей комнате.

2 . Представь, что сейчас вечер. Родители пришли с работы, поужинали, сели смотреть телевизор. Они устали, хотят отдохнуть. А ты вдруг решил найти игрушку, с которой очень давно не играл и не знаешь, где она находится. Что ты будешь делать?

A. Я спрошу у папы или мамы, не знают ли они, где эта игрушка, и поищу игрушку в разных местах сам.

Б. Я скажу родителям, что мне очень-очень нужна эта игрушка, и попрошу, чтобы они сейчас начали ее искать.

B. Я не буду ничего говорить родителям. Я немного поищу игрушку сам в своей комнате. Если я ее не найду, постараюсь обойтись без нее или потом спрошу у родителей.

3 . Представь, что твои родители ждут гостей. Мама и папа сделали уборку, готовят разные вкусные блюда. У них очень мало времени, потому что вот-вот придут гости. А тебе стало скучно, ты хочешь попросить, чтобы родители отвели тебя к бабушке или к кому-то из друзей. Что ты будешь делать?

A. Я позвоню бабушке и попрошу ее прийти за мной. Или я позвоню другу, попрошу, чтобы его родители пришли за мной.

Б. Я скажу родителям, чтобы они быстро отвели меня к бабушке или к моему другу, а потом пусть опять занимаются своими делами.

B. Я никому ничего не буду говорить, постараюсь найти себе занятие и не буду никому мешать.

4. Представь, что утром ты собираешься в школу или в детский сад. Мама или бабушка предлагают тебе на завтрак кашу. Но ты не хочешь кашу, а хочешь оладушки или пирог. Что ты скажешь?

A. Я скажу, что кашу есть не буду. Если нет оладушков или пирога, я попрошу бутерброд, йогурт или что-нибудь другое.

Б. Я ни за что не буду есть кашу, потребую пирог или оладушки. Пусть мне дадут то, что я хочу.

B. Я не буду ничего говорить, а позавтракаю кашей.

5. Представь, что ты хочешь какую-то игрушку. Но родители говорят, что у них нет лишних денег. Что ты будешь делать?

А. Я скажу им, что немного подожду. Пусть они купят мне эту игрушку, когда у них будут деньги.

Б. Я потребую, чтобы они немедленно купили игрушку.

В. Если родители говорят, что у них нет денег, я не буду просить у них эту игрушку. Может быть, они сами захотят ее мне купить, когда у них появятся деньги.

6. Ты хочешь пригласить к себе в гости друзей. Но мама говорит, что ей сейчас некогда, она просит тебя пригласить друзей в другой раз. Что ты будешь делать?

A. Я скажу, что сейчас не буду приглашать друзей в гости. Но я спрошу у мамы, когда она разрешит это сделать.

Б. Я потребую, чтобы мама разрешила пригласить друзей именно сейчас, когда я этого хочу.

B. Я не буду приглашать друзей, если мне этого не разрешает мама.

7. Родители подарили тебе подарок на день рождения. Но ты хотел что-то другое. Этот подарок тебе совсем не понравился. Что ты будешь делать?

A. Я не буду говорить, что этот подарок мне не нравится. Но я спрошу родителей, когда они подарят мне то, что я хочу.

Б. Я скажу, что этот подарок мне совсем не нравится. И скажу, что они должны быстро подарить мне что-то другое.

B. Я не буду ничего говорить, а сделаю вид, что очень рад подарку.

8. Рано утром ты хочешь громко включить музыку. Но кто-то из родителей или бабушка и дедушка еще спят. Что ты будешь делать?

A. Я включу музыку, но не очень громко.

Б. Я включу музыку громко, пусть все просыпаются.

B. Я не буду включать музыку.

9. На улице плохая погода, но ты хочешь гулять. Родители предлагают тебе остаться дома. Что ты будешь делать?

А. Если родители не пускают гулять, я попрошу, чтобы они придумали интересную игру, в которую можно было бы играть дома.

Б. Я хочу гулять и буду требовать, чтобы они отпустили меня.

В. Я найду себе занятие дома и не буду просить родителей гулять со мной.

10 . В магазине вы с мамой покупаете что-нибудь вкусное. О чем ты будешь просить маму?

A. Я попрошу, чтобы мама купила всем членам семьи что-нибудь вкусное.

Б. Я попрошу маму купить мое любимое лакомство.

B. Я ни о чем не буду просить маму. Пусть покупает то, что считает нужным.

Результаты теста:

После того как ребенок ответил на все вопросы, ознакомьтесь с результатами теста.

Если ваш ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой А, то он, безусловно, старается помогать по дому. Его можно назвать хорошим помощником. Но самое главное — это то, что ребенок умеет и отстаивать свои интересы, и идти на компромисс с другими людьми, если это необходимо. Старайтесь всячески развивать в ребенке умение находить общий язык с окружающими.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой Б, то он признает только свои интересы. Хорошим помощником его назвать нельзя. Ребенок вообще не стремится помогать по дому, он думает только о своих желаниях и потребностях. Старайтесь объяснять малышу, что такое отношение к людям — это плохо, нельзя думать только о себе. Предложите ему почаше ставить себя на место других. Задавайте вопросы: а тебе понравилось, если бы...? что бы ты почувствовал, если...? Обсудите с ребенком различные ситуации, пусть он подумает над тем, как можно себя вести, а как нет и к какому результату может привести то или иное поведение. Ребенок должен научиться понимать других людей, тогда ему гораздо легче в дальнейшем будет существовать в обществе.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой В, то безусловно, им можно восхищаться. Он — прекрасный помощник по дому. Но задумайтесь над тем, что ребенок старается практически ничего не говорить другим о своих желаниях. Ребенок старается доставлять как можно меньше беспокойства окружающим. Но так ли это хорошо для него самого, ведь малыш имеет право на собственное мнение и на свои желания? Задумайтесь над этим, постарайтесь предоставлять ребенку право выбора в различных ситуациях, чтобы он научился принимать нужное решение.

Тест «Взаимоотношения в семье»

Этот тест должны выполнять дети, а расшифровка оказывается очень интересной и познавательной для самих родителей. Этот тест поможет понять, как ребенок воспринимает взаимоотношения в родной семье. На первый взгляд все может казаться, но на самом деле все иначе. Может быть, ребенку не хватает заботы и внимания, или, наоборот, его очень тяготит гиперопека. Суть теста в том, что ребенок самостоятельно, без помощи и советов взрослых должен нарисовать семью. Не надо говорить ребенку, чтобы он нарисовал именно свою семью. Ребенок рисует некую абстрактную семью, изображает сколько угодно родственников. Только когда рисунок будет готов, вы можете его как следует изучить.

1. Ребенок нарисовал нескольких людей, которые просто стоят на месте, при этом они ничего не делают. В этом случае можно сказать, что ваш ребенок — человек рассудительный, рациональный.

2. Ребенок нарисовал, как разные люди выполняют какие-то действия. Например, кто-то рисует, сидит за компьютером, готовит, читает, играет на пианино и т. д. Если ребенок всем людям на рисунке придумал какое-то занятие, значит, он очень эмоционален и восприимчив.

3. Ребенок изобразил кого-то в стороне от других людей, то, вероятно, он недолюбливает этого человека. Особенно важно, если эта фигура изображена как бы схематично, Значит, с этим человеком у ребенка не слишком хорошие отношения. А вот если кого-то ребенок изобразил особенно тщательно и красиво, значит, именно его он уважает и любит больше всех. Особенно важно, если этого человека ребенок нарисовал первым. Многие специалисты считают, что ребенок рисует первым того, с кем у него складываются лучшие отношения.

4. Если ребенок нарисовал людей близко друг к другу, то, по-видимому, он считает этих людей по-настоящему близкими. Очень хорошо, если ребенок нарисовал маму и папу рядом. А вот если фигуры людей изображены на некотором расстоянии друг от друга, то ребенок подсознательно чувствует некие проблемы и трудности во взаимоотношениях. Или же малыш привык, что мама и папа целый день на работе, то есть находятся далеко друг от друга.

5. Если ребенок растет в неполной семье, а на рисунке изображены мама и папа, это свидетельствует о том, что подсознательно ребенок очень страдает от отсутствия одного из родителей; мечтает о том, чтобы семья была полной. Если родители в разводе, желательно давать ребенку возможность общаться с тем, кого он видит достаточно редко. А вот если ребенок живет с мамой (папой) и изображает на рисунке именно ее (его), значит, его не тяготит ситуация неполной семьи, он не видит ничего плохого в том, что у него нет папы (мамы). Иными словами, ребенок успешно адаптировался к этой ситуации.

6. Если ребенок изображает кого-то из членов семьи непропорционально большим и с длинными руками, значит, он боится этого человека, считает его строгим, злым, жестоким.

7. Если ребенок под ногами всех фигур провел линию, это не очень хороший знак. Линия, на которой как бы стоят все нарисованные персонажи, свидетельствует о том, что малыш чувствует себя в родной семье не лучшим образом. Может быть, родители и другие родственники к нему относятся с излишней строгостью и требовательностью. В этом случае ребенок растет тревожным, неуверенным в себе, не чувствует себя счастливым.

8. Очень большое значение имеет то, как ребенок нарисовал себя. Малыш может изобразить себя маленькой схематичной фигуркой. А родители при этом будут нарисованы ярко, старательно, каждая деталь будет показана достаточно четко. В этом случае можно сказать о том, что ребенок чувствует себя рядом со взрослыми неуютно. Вполне возможно, взрослые не прислушиваются к его желаниям, не думают, что с мнением и желаниями ребенка надо считаться. Ребенок растет неуверенным в себе, не может принять самое простое решение, не оглядываясь на взрослых. Вполне возможно, взрослые довольны, что ребенок послушен, не проявляет упрямства. Однако в дальнейшем такому ребенку будет очень тяжело найти свое место в жизни.

9. Ребенок изобразил схематично, небрежно родителей, себя, наоборот, ярко, подчеркнув все детали. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок эгоистичен, умеет добиваться своего. Именно свои желания и интересы ребенок ставит на первое место. Родители, по его мнению, должны всегда исполнять его желания, ни в чем не перечить. Ребенок считает родителей не столь важными, как он сам.

10. Ребенок может изобразить на рисунке нескольких детей, а при этом в семье он — единственный ребенок. В этом случае можно сказать, что ребенок страдает от одиночества, от нехватки общения именно в детской среде. Даже если ребенок общается в детском коллективе, то есть в школе или детском саду, ему этого недостаточно. Вполне возможно, что в детском коллективе он не нашел себе друзей по интересам и держится особняком. А в мечтах он видит, что у него есть друзья-ровесники. Задумайтесь об этом. Может быть, ребенка надо определить в кружок или секцию, где у него появятся друзья по интересам. Общение со сверстниками очень важно для ребенка. Но, к сожалению, далеко не каждый детский коллектив

сможет обеспечить возможность общения для данного конкретного ребенка.

11. Ребенок изобразил себя, стоящим вдалеке от остальных людей. Это тревожный симптом, он должен насторожить родителей. Ребенок страдает от одиночества, нуждается в помощи.

12. Ребенок нарисовал, что он сидит за уроками, читает, рисует или делает что-то еще, а остальные люди ничем не заняты, это тоже тревожный симптом. Значит, в семье на ребенка постоянно давят, заставляют его чем-либо заниматься, не дают право выбора. А малыш, возможно, не всегда доволен выбором родных.

13. Если ребенок изобразил себя в стороне от других людей и провел линию, отделяющую себя от членов семьи, значит, он внутренне недоволен отношениями в семье. Он не чувствует к себе любви и заботы, страдает от невнимания и одиночества. Еще хуже, если малыш нарисовал себя (или фигуру ребенка на рисунке) в какой-то геометрической фигуре — в треугольнике, круге, квадрате. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок не чувствует себя защищенным. Возможно, на него слишком давят в семье, относятся чрезмерно строго. От этого малыш страдает.

14. О подавленном состоянии ребенка или о скрытой тревоге могут свидетельствовать тучки или облака на рисунке. Такая деталь говорит о том, что ребенок боится какой-то опасности, которая может произойти с его семьей или же уже произошла. Например, родители развелись или собираются развестись. Данная деталь может показывать о то, что ребенок страдает от жестокого и несправедливого обращения со стороны взрослых. Возможно, ребенок постоянно ожидает критики или наказания за любое свое действие. Если ребенка постоянно критикуют и наказывают в семье, он растет неуверенным в себе, тревожным, несчастливым. Задумайтесь об этом и измените свое отношение к малышу.

15. О тревоге и плохом настроении ребенка может свидетельствовать тот факт, что все фигуры на рисунке изображены схематично. Иногда это означает, что ребенок в данный момент устал или хочет делать что-то другое. Предоставьте ребенку такую возможность, а в другой раз проведите с ним этот тест.

Темы: работа с часами, аналоговые и цифровые часы, работа с десятками, распознавание геометрических фигур, сопоставление количества предметов и чисел. Сложение и вычитание чисел до 5, до 10 и до 20.

Тесты на работу со временем - часы и минуты

Чем отличаются левые и правые часики?

Учеба началась в тот момент, который показывают левые часы. А закончилась в тот момент, который показывают правые часы. Сколько времени продолжалась учеба?

Напиши в прямоугольники, который час показывают часы?

Нарисуй стрелки часов.



Нарисуй стрелки часов. Который час будут показывать часы через 2 часа, а через 6 часов? Который час показывали часы 4 часа назад?

Нарисуй стрелки часов. Который час будут показывать стрелки через 1 час 30 минут? Который час показывали часы 50 минут назад?

Произнеси и напиши словами.

Тесты на работу с десятками

Заполни квадратики нужными числами.


Сколько красных звездочек на картинке? Сколько всего звездочек на картинке?

На шариках написаны числа. Найди шарики, сумма чисел на которых равна 20.

Реши примеры.

Тест на вычитание

Реши примеры.

Тест на распознавание геометрических фигур

Назови геометрические фигуры и геометрические тела.



Сколько фламинго в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько страусов в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько птиц в прямоугольнике? Обведи это число.
Сколько животных в прямоугольнике? Обведи это число.

Сколько животных в прямоугольнике? Обведи это число.

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.
1 + 3 = __ 0 - 0 = __ 0 + 5 = __

2 - 2 = __ 5 + 0 = __ 0 - 0 = __

3 + 0 = __ 0 - 0 = __ 5 + 0 = __

2 - 1 = __ 3 + 1 = __ 2 - 0 = __

1 + 3 = __ 2 - 1 = __ 1 + 3 = __

4 - 4 = __ 5 + 0 = __ 5 - 2 = __

4 + 0 = __ 3 - 0 = __ 5 + 0 = __

2 - 2 = __ 3 + 2 = __ 1 - 1 = __

4 + 0 = __ 2 - 2 = __ 4 + 1 = __

2 - 2 = __ 5 + 0 = __ 4 - 1 = __

4 + 0 = __ 2 - 2 = __ 5 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 5
4 + 1 = __ 3 - 2 = __ 0 + 4 = __

4 - 4 = __ 0 + 1 = __ 3 - 3 = __

0 + 4 = __ 2 - 2 = __ 2 + 0 = __

2 - 1 = __ 2 + 3 = __ 5 - 3 = __

1 + 1 = __ 4 - 2 = __ 5 + 0 = __

0 - 0 = __ 5 + 0 = __ 0 - 0 = __

1 + 2 = __ 3 - 1 = __ 4 + 1 = __

4 - 0 = __ 4 + 1 = __ 3 - 2 = __

1 + 2 = __ 3 - 0 = __ 1 + 1 = __

3 - 3 = __ 0 + 2 = __ 1 - 0 = __

4 + 0 = __ 1 - 1 = __ 5 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

0 + 3 = __ 9 - 6 = __ 6 + 3 = __

8 - 6 = __ 7 + 2 = __ 8 - 1 = __

3 + 7 = __ 8 - 4 = __ 8 + 2 = __

1 - 1 = __ 7 + 2 = __ 5 - 5 = __

3 + 5 = __ 7 - 5 = __ 4 + 6 = __

5 - 0 = __ 0 + 4 = __ 8 - 5 = __

2 + 6 = __ 2 - 1 = __ 9 + 0 = __

7 - 2 = __ 6 + 1 = __ 8 - 6 = __

4 + 2 = __ 5 - 1 = __ 7 + 3 = __

4 - 2 = __ 10 + 0 = __ 7 - 4 = __

6 + 2 = __ 0 - 0 = __ 8 + 0 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 10
4 + 4 = __ 6 - 6 = __ 9 + 0 = __

1 - 1 = __ 7 + 0 = __ 2 - 2 = __

1 + 1 = __ 2 - 1 = __ 6 + 4 = __

4 - 4 = __ 1 + 6 = __ 10 - 0 = __

3 + 5 = __ 5 - 5 = __ 10 + 0 = __

6 - 4 = __ 7 + 0 = __ 1 - 1 = __

0 + 3 = __ 1 - 1 = __ 9 + 1 = __

9 - 6 = __ 9 + 1 = __ 6 - 5 = __

9 + 1 = __ 0 - 0 = __ 2 + 5 = __

6 - 2 = __ 5 + 3 = __ 7 - 5 = __

2 + 7 = __ 2 - 0 = __ 2 + 7 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 1.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

20 + 0 = __ 2 - 2 = __ 0 + 17 = __

15 - 8 = __ 17 + 1 = __ 4 - 4 = __

0 + 17 = __ 13 - 9 = __ 5 + 15 = __

20 - 17 = __ 5 + 8 = __ 0 - 0 = __

1 + 1 = __ 0 - 0 = __ 5 + 2 = __

5 - 4 = __ 5 + 8 = __ 13 - 13 = __

2 + 14 = __ 11 - 4 = __ 17 + 1 = __

6 - 4 = __ 6 + 12 = __ 6 - 1 = __

17 + 1 = __ 11 - 2 = __ 0 + 10 = __

12 - 10 = __ 5 + 3 = __ 10 - 7 = __

12 + 4 = __ 2 - 0 = __ 3 + 10 = __

ТЕСТ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи или вычти два однозначных числа. Числа до 20
4 + 11 = __ 11 - 4 = __ 6 + 0 = __

15 - 9 = __ 3 + 11 = __ 8 - 1 = __

17 + 2 = __ 14 - 5 = __ 4 + 0 = __

2 - 2 = __ 20 + 0 = __ 2 - 1 = __

5 + 12 = __ 7 - 3 = __ 6 + 12 = __

15 - 15 = __ 2 + 4 = __ 14 - 0 = __

12 + 4 = __ 18 - 3 = __ 5 + 12 = __

3 - 2 = __ 19 + 1 = __ 17 - 1 = __

8 + 6 = __ 9 - 7 = __ 5 + 7 = __

13 - 0 = __ 4 + 15 = __ 10 - 0 = __

0 + 20 = __ 20 - 20 = __ 11 + 8 = __

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы: