Конспект НОД по конструированию из бумаги «Пчелиный улей. Занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе Чтоб пара противоположных

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Безопасность ребенка в доме

Маленькие дети словно исследователи. Они бесстрашно лезут к розеткам, карабкаются на подоконники, засовывают пальцы в дверные проемы. Дети изучают мир на ощупь и на вкус, им не ведом инстинкт самосохранения. Все ново и интересно, родители должны быть начеку и сделать дом безопасным.

Домашняя ароматерапия

Домашняя ароматерапия - неиссякаемый источник полезных «чудес». Разогретые масляные экстракты трав, деревьев, цветов и специй источают яркий аромат, вдыхание которого излечивает головную боль и простуду, нормализует давление, избавляет от усталости, улучшает настроение, укрепляет иммунитет. И все эти чудеса возможны благодаря простому на первый взгляд предмету - аромалампе.
Классическая аромалампа состоит из подставки для плоской свечи и чаши для воды и масла. Вроде бы ничего волшебного, но... Добавьте несколько капель эфирного масла в чашу с водой, зажгите свечу - и через несколько минут ваш дом наполнится волшебными ароматами.

Аптечка для отпуска с детьми

Собираясь в отпуск с детьми, позаботьтесь о нужных лекарствах и вещах, чтобы отдых прошел без курьезов. Дети непредсказуемы, они могут беззаботно играть и бегать, а уже через минуту у них может заболеть живот, голова или во время активных развлечений возникнет травма. Какие же лекарства положить в дорожную аптечку и что не забыть перед отпуском?
Аптечка может понадобиться в любой момент, не стоит помещать ее на дно сумки. Упаковка аптечки должна быть прочной и легко открываться. Обязательно положите в нее влажные, спиртовые и бумажные салфетки, перекись водорода, вату, бинт и антисептическое средство. Это минимальный набор для гигиенических процедур и обработки мелких ссадин. Часто в дороге детей укачивает. На этот случай можно захватить питьевую воду и сосательные леденцы. Дети устают в дороге, не стоит забывать об их любимых игрушках, надо заранее продумать развлечения в пути, которые не доставят беспокойства другим пассажирам. Это мультики, песни, игры, рисование и т. д.

Управление образования администрации г. Валуйки и Валуйского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

Методическая разработка

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

Список используемой литературы

1. Дубровская к творчеству. – Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

2. теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: «Академия», 2002

3. Покровская у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М., 2003

4. Ремезова конструировать.- М.: «Школьная пресса», 2004

5. Селевко развивающего обучения. – М.: Школьные технологии, 1986

6. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. – М., 2000

7. Тюфанова. И.В. Мастерская юных художников.- Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

8. , Барылкина мероприятия, - М., 2005

Приложение 1

Примерный конспект занятия

«Цирковой клоун»

Программное содержание. Продолжить знакомство с техникой сминания и разрывания бумаги. Показать, что эта техника может быть использована для изготовления не только целостных предметов, но и их деталей. Формировать умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки.

Подготовка к занятию . Из расчета на каждого ребенка педагог готовит мягкую бумагу типа папиросной, салфеточной, туалетной, гофрированной разных цветов и размеров; картонную фигурку кло­уна высотой не менее 40-50 см; корзинку высотой 12-15 см.

Ход занятия.

Звучит музыка В. Шаинского «Цирк», под которую появляется фигурка клоуна.

https://pandia.ru/text/78/277/images/image014_21.jpg" width="420 height=312" height="312">

Композиция на доске к игровой ситуации «Как Гном чинил свой дом»

Сказал однажды Кукле Гномик:

«Построил я квадратный домик,

Но в дождик с крыши - вот беда -

Стекает в комнату вода.

Повсюду плавает посуда,

Меня измучила простуда,

А мой жилец и друг Паук

Сушиться убежал на юг».

«Постройки с треугольной крышей, -

Сказала Кукла, - суше, выше.

К тому же, Гном, для Паука

Нет места лучше чердака».

Глаза у Гнома загорелись,

Воскликнул он: «Какая прелесть!

Ты, Кукла, можешь подсказать,

Где мне такую крышу взять?»

И Кукла помогла советом:

Не маленький - размером с дом.

Нашел? Теперь запомни, Гном:

Квадрат сгибаем осторожно,

Чтоб пара противоположных

Углов сложилась, и смотри -

Углов-то сколько стало? Три!

Теперь на домик ставим крышу…

Постой, я чей-то топот слышу!»

И Гном сказал: «Паук - друг мой

Уже торопится домой».

Во время чтения стихотворения педагог показывает про­цесс складывания квадрата по диагонали. После этого он предлагает детям сложить имеющиеся у них квадраты, повто­ряя 2-3 раза описание способа (выделенное четверостишие). Важ­но, чтобы дети запомнили это описание и могли пользоваться им в дальнейшем для воспроизведения данного способа складывания квадрата в других ситуациях.

А потом, после того как все дети сложат квадрат, педагог предлагает вместе с ними определить, что можно сделать для Куклы и Гнома из полученных треугольников. Он приставляет этот сложенный квадрат к разным частям тела предложенных игрушек (голова, лицо, туловище) и при этом говорит детям: «Для Куклы можно сделать косынку, воротничок и фартучек; для Гнома - шапку и бороду». Затем педагог дает каждому ребенку плоскостную фигурку (Гном или Кукла) и предлагает сделать для нее одну из названных поделок - «опредметить» полученную фигурку. Например, чтобы получить косынку или воротничок, нужно «надеть» треугольник на голову или плечи Куклы и склеить его углы, а для изготовле­ния шапки, бороды Гнома - приставить треугольник к голове или подбородку и сначала отогнуть его углы назад, потом склеить их; так же отгибаются назад и склеиваются углы. Поделки из квадрата сложенного по диагонали

Помимо этих фигурок педагог раздает детям еще несколь­ко дополнительных деталей: мелко нарезанную бахрому, блестки из фольги, мелкие разноцветные бумажные кружки - и спраши­вает, как все это можно применять в их поделках. Некоторые дети предлагают использовать бахрому для бороды Гнома; блестки для фартука Куклы; кружки для украшения фартука и косынки (как горошки); блестки на бороду Гнома - будет как Дед Мороз, бах­рому на фартучек и т. п.

Педагог поддерживает все предложения детей и просит их наклеить дополнительные детали. Используя одни и те же детали

Приложение 4

Примерный конспект занятия

«Волшебные цилиндры»

Программное содержании: Познакомить со способом закру­чивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бу­мажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндричес­ких) элементов.

Подготовка к занятию: Педагог создает на доске предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. За­ранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе ци­линдра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из пис­чей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется вос­питателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать раз­личные поделки.

Ход занятия .

Педагог обращает внимание детей на фигуры, расположенные на доске и начинает рассказ.

В поселке том, где жили гномы,

Дома, поляны и дубы,

И грядки, и в лесу грибы.

Коровы, козы, даже кошки -

И те смотрелись как лепешки...

И вот сюда из-за морей

Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры

Похожи были на цилиндры.

Увидев их, подумал Гном,

Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле телеграмму,

Где слезно просит эту даму

Решить задачу: как ему

Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному отвечала

«Берем простой квадрат сначала,

Прямоугольник мастерим.

Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,

В цилиндр закрутим, понимая,

Что две коротких стороны

Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», - подумал Гном. В субботу

Он смело взялся за работу.

Собачку сделал. И она

Была размером со слона.

Читая стихи, педагог показывает фигурки животных, имеющие цилиндри­ческую основу, а также поэтапно демон­стрирует преобразование квадрата в пря­моугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повто­рить эти действия и запомнить их словес­ное описание (выделенное четверости­шие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные об­разцы поделок из цилиндров (без объяс­нения и показа процесса их изготовле­ния) для выбора объекта предстоящей ра­боты.

Приложение 5

Примерный конспект занятия

«Волшебное превращение круга»

Программное содержание: Продолжать знакомить со спосо­бами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручива­ния круга в конус («низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение само­стоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию: Педагог располагает на одной стороне доски несколько кругов разной величины (диаметры - 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой - конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5 - 9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходи­мых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие ма­териалы.

Ход занятия .

Педагог обращает внимание детей на геометри­ческие фигуры, расположенные на доске, и начинает рассказы­вать забавную историю.

«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура - конус. Подкатился он к кру­гам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спраши­вают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

«Как же тебе это удалось?» - спросили круги. «Очень просто», - отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс).

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А ма­ленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем педагог предлагает детям закрутить круг в конус, опреде­лить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее педагог показывает несколько готовых поделок..jpg" width="235" height="240 src=">

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Анкета

Участника II этапа областного конкурса методических разработок

(работа на 1 этапе заняла 1-е место)

1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

__________________________________

2. Название методической разработки

3. Должность

4. Полное название образовательного учреждения, его номер

5. Адрес образовательного учреждения

6. Домашний адрес с почтовым индексом

309996 Белгородской обл. г. Валуйки ул. Народная 12

Председатель оргкомитета (подпись)

Рецензия

на методическую разработку

1. Фамилия, имя отчество рецензента (полностью)

2. Должность, место работы

Педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Валуйской городской станции юных техников

3. Название методической разработки

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Полное название образовательного учреждения, его номер

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

7. Адрес образовательного учреждения

Белгородская область г. Валуйки ул. Степана Разина 10

Отзыв рецензента.

Рецензент _________________

Анализ

рецензирования и оценки методической разработки

« Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

Педагог дополнительного воспитания Муниципального образовательного

учреждения Валуйской городской станции юных техников

Характеристика методической разработки

оценка в баллах

Новизна и современность

Глубина раскрытия темы

Направленность на рационализацию образовательного процесса, активизацию познавательной деятельности обучающихся

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся

Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами.

Возможность применения в образовательном процессе (общественно полезная направленность)

Наличие иллюстрированного материала, его целесообразность, содержание и качество исполнения

Краткость, аккуратность, стиль изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок

Наличие плана разработки

Наличие рецензии

Наличие списка использованной литературы

Людмила Ивановна Дирдовская

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ СПОСОБОМ ОРИГАМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Программное содержание :

Цель : развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации .

Образовательные задачи :

1. формировать умения следовать устным инструкциям;

2. обучать различным приемам работы с бумагой;

3. повторить основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи :

1. развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию ;

2. развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев;

3. развивать пространственное воображение.

Воспитательные задачи :

1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги ;

2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование : по 3 листа цветной бумаги разного цвета формата А4, схема работы, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш.

Ход занятия.

1. Воспитатель :

Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Ирины Столовой :

«Я себе построю дом,

Много места будет в нём!

Будет в доме стол и печка.

Я пущу в свой дом овечку…»

О чём это шуточное стихотворение? Правильно – о доме. Сегодня на занятии мы с вами будем мастерить дом из бумаги способом оригами .

Перед вами на доске прикреплена схема работы.

2. Этапы :

Воспитатель : 1) Сначала мы с вами сделаем заготовки из бумаги. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Давайте сделаем из него квадрат. Повторяйте за мной. Кладём перед собой прямоугольный лист и ровненько загибаем угол у листа так, чтобы его короткая часть ровно легла вдоль длинной. Приглаживаем по получившейся диагонали пальцами. Переворачиваем лист и загибаем «лишний» кусок ровно-ровно. Разворачиваем. Берём ножницы и отрезаем лишнее. Какой формы получился лист? Правильно. Вам нужно сделать два таких квадрата. Приступаем к работе.

2) Дети, покажите мне ваши квадраты. Молодцы! А теперь, сложите вместе два квадрата цветной стороной наружу. Далее работаем по схеме. Послушайте и посмотрите, пожалуйста, что нужно будет сделать.

3) Сначала квадратные листы нужно сложить пополам по горизонтали. Верхний цвет у нас будет цветом крыши, цвет, оставшийся внутри сложенного квадрата - стены.

4) Дети, посмотрите, какая фигура у меня получилась? Правильно. Теперь этот прямоугольник необходимо сложить пополам по вертикали, обозначая центр, аккуратно замять линию сгиба и развернуть.

5) К центральной линии сгиба нужно загнуть стороны вашего прямоугольника с двух сторон. У вас должен получится квадрат.

6) А теперь, разверните квадрат опять до прямоугольника.

7) Ребята, нам осталось раскрыть боковую часть так, чтобы сверху бумага загнулась в виде какой фигуры? Правильно, треугольника. То же самое проделываем с другой стороны.

8) Наш домик готов . Мы немного развернём боковые стенки и поставим дом на плоскость.

2. Физкультминутка "У Оленя дом большой"

Воспитатель : У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома.)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте.)

В дверь к нему стучит : (Топот ногами, руки на поясе.)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой.)

Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

3. Закрепление, выполнение работы.

Воспитатель : А сейчас, вы будете выполнять работу по схеме. Но, для начала, вспомним этапы работы.

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.


Молодцы! У вас получились домики , но в них чего-то не хватает…

4. Давайте отгадаем загадки :

1) В темноте, поближе к ночи,

У домов зажгутся очи.

Только их закроют скоро

Плотные ресницы-шторы. (Окна)

2) Одной рукой всех встречает,

Другой – провожает.

Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (дверь)

3) Стоит свеча

Из кирпича.

Всех выше.

Рот разинула,

И дымом дышит. (труба)

5. Итак, окна дверь и трубу вы вырежете из оставшейся цветной бумаги и приклеите на свой домик .


6. Итог занятия :

Воспитатель : Посмотрите, какие замечательные домики у вас получились .


Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на занятии .

А теперь те, кто, по каким-то причинам, не считает свою работу качественной.

Спасибо вам за работу. Вы все молодцы!

Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый снеговик»

Бородачева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ №38 «Черемушки», город Междуреченск, Кемеровская область.
Анонс: Данная разработка будет интересна воспитателям старшей группы, родителям детей старшего возраста, дети очень любят конструировать из бумаги, а особенно сказочных героев, таких снеговиков можно использовать в качестве игрушки и для украшения интерьера группы.
Цель: Изготовить с детьми снеговиков из цветной бумаги и картона.
Задачи;
Образовательные: Учить детей из прямоугольника, путем склеивания получать цилиндр, вырезать по шаблону части для снеговика, закрепить приемы работы с ножницами.
Развивающие: Развивать умения самостоятельно украшать изделие, соблюдать пропорции, конструктивные способности детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к новогодней тематике.
Материалы: Картон белый и цветной, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение произведения В. Сутеева "Снеговик почтовик", рассматривание иллюстраций на тему зима, разгадывание загадок на зимнюю тематику.
Ход занятия: (Стук в дверь). Входит снеговик.
Снеговик: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? (Снеговик показывает движения дети повторяют).
Загадка: Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
На последок очень ловко, прилепили нос морковку (поочередно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почем ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это?
Да, все верно я снеговик. А, пришел я к вам за помощью, дед Мороз поручил мне приготовить для ребят подарки, а я один не справляюсь, мне нужны помощники. Вы, мне поможете? Хорошо, для начала мы с вами поиграем, чтобы вы не заскучали.
Дидактическая игра «Найди варежке пару».
Цель: Учить детей находить предметы по сходному признаку.
(Под музыку дети двигаются по группе, на слова раз, два три пару найди, дети должны найти пару рукавичке.)
Снеговик: Ребята, а как вы думаете из чего сделан снег? Все верно из разных снежинок, посмотрите у меня есть разные снежинки, и большие и маленькие, давайте найдем самых маленьких, а теперь самых больших, и средних, построим ряд от самой большой до самой маленькой, от самой маленькой до самой большой.
Дидактическая игра: «Снежинки»
Цель: Закрепить понятия большой и маленький, учить строить логические цепочки.
Снеговик: Ребята, вы молодцы, мы с вами поиграли а теперь за дело, помогите мне изготовить друзей снеговиков, чтобы мы могли помочь Деду Морозу вовремя собрать подарки для ребят.
Ход работы:
1. По шаблонам вырезаем голову, шляпу, метелку и прямоугольник для туловища.


2. На голову приклеиваем шапку.


3. Дорисуем фломастером глаза, рот и приклеим нос.


4 Из прямоугольник склеим цилиндр, и украсим его пуговицами.


5 На цилиндре с двух сторон сделаем надрезы по 2см, и вставим голову снеговика.


6 Наши помощники для снеговика готовы!



Снеговик: Ой, ребята спасибо вам большое, теперь мы обязательно успеем приготовить подарки для ребят. За ваши труды, я сыграю с вами в игру.
Физминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик.
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок! (Имитация ходьбы с боку на бок).
Снеговик прощается с ребятами и уходит.Воспитатель сообщает детям, что изготовленные снеговики волшебные и должны будут остаться в садике на ночь, ведь волшебство случается в новогоднюю ночь, а после праздников ребята смогут забрать снеговиков домой.

Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме, а также развивают мелкую моторику и мышление.

Конструирование – сборка нового

От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:

  • конструированием по образцу;
  • конструированием по форме;
  • конструированием по теме или замыслу.

Самый простой вид конструирования: по образцу . Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и ножницами.

Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.

Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме . Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.


Конечно, конструирование из бумаги с ребенком – процесс трудоемкий, особенно, если речь идет о малыше 2-3-х лет. В первую очередь взрослому надо помнить, что игра в таких занятиях – первична, результат работы с бумагой – вторичен. Не ругайте малыша за кривые детали, или неправильный захват ножниц. Не ждите от готового изделия художественного оформления. С малышом 2-3-х лет можно вырезать полоски из цветной бумаги, составлять из них незамысловатый рисунок, и обязательно хвалить ребенка за результат.
Моя дочь очень любит вырезать. Для ребенка ее лет (3 года) процесс вырезания гораздо важнее полученного результата. Дочка с удовольствием нарезает полосочки, кружочки и треугольники. Если задуманная фигура получается у нее с первой попытки – радости нет предела.
Обычно я заготавливаю лист с размеченным образцом, а также шаблоны, которые мы с дочкой обводим вместе на бумагу. Ребенку трех лет удобно вырезать небольшими ножницами с округленными концами. Самые любимые детали в конструировании из бумаги у моей дочки: гирлянды елочек, человечков, бабочек и т.д. С возрастом первичность игры уступает место художественному замыслу. Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.

Организация рабочего места, техника безопасности

Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.
Внимание!

  • ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
  • для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
  • если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
  • не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.

Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.

Разные техники конструирования из бумаги

Детское конструирование из бумаги имеет особое значение для подготовки ребенка к школе. Чем раньше вы обратите свое внимание на этот вид прикладного искусства, тем быстрее ваш малыш научится различать материалы, видеть цельную композицию в деталях, а также научится крепко держать в руке ножницы и карандаш. С детьми 2-3 лет используйте самые простые техники. Как то: наклеивание на лист цветных квадратов, треугольников, составление из этих фигур картинок, конструирование простейших узоров. Один из доступных способов конструирования для малышей – складывание фигур из бумажных заготовок, или оригами .

Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги. Она позволяет концентрировать внимание малыша, развивает память, тренирует мышление, а также способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с дальнейшим умением писать и влияет на развитие речи малыша.


С детьми 2-3-х лет можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса.


Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги: разрывание и сминание .
Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса.

С помощью такой техники можно создавать объемные картины, или необычные коллажи. Сминание и разрывание доступно малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.

Необычная, но очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги - форматное конструирование . Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей.

Что это значит? Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, большего формата. Детали могут копировать форму своей предшественницы, а могут иметь некоторые свои особенности.

Одна из моих любимых техник детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура . В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.

Бумажные светильники студии “Papier à Êtres”

Лошадка из папье-маше. Наш мастер-класс

Самое удивительное, и в некотором смысле – приятное: практически все поделки из бумаги, которые вы создадите с ребенком можно удачно вписать в интерьер его комнаты.

Картины одной тематики – на стены, объемные фигуры приспособить под полезные функции.
Например, снеговик из мятой и прессованной бумаги может стать неплохой подставкой под сотовый телефон, или стакан – бумажная скульптура – чем не подставка под карандаши и ручки.

Другими словами, детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.