Вышивание крючком на филейной сетке. Вязание крючком. Вязание спицами. Вязаные модели с описаниями. Схемы и узоры вязания. Мастер-класс вышивания полос по сетке

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
РУЧНОЕ ПЛЕТЕНИЕ СЕТОК
1. Материалы для плетения сеток 7
2. Инструменты и приспособления для плетения сеток -
3. Подготовительные работы для плетения сеток 10
4. Плетение сеток -
Плетение сеток с косоугольными петлями 11
Плетение сеткидля детских кроватей 21
Плетение сумки "авоська" -
Плетение сеткидля волос 26
Плетение сеток с квадратными петлями -
Плетение сеткиквадратной формы 27
Плетение сеткипрямоугольной формы 32
Плетение сетокразличной формы 33

РУЧНАЯ ФИЛЕЙНАЯ И ГИПЮРНАЯ ВЫШИВКА
1. Материалы для вышивания 35
2. Приспособления и инструменты для вышивания Ф.36
3. Подготовительные работы для вышивания 38
4. Виды швов для вышивания 40
Штопальный шов -
Шов "настил с обвивкой" 41
Полотняный шов 42
Шов "восьмерка" 47
Шов "цепочка" 52
Воздушнопетельный шов 55
Шов "крест" 58
Фестонный шов 59
Швы декоративные 61
Шов для обметывания краев изделия 63
5. Фигурки для вышивания -
Паучок, выполненный штопальным швом 65
Подковки 67
Веер 69
Рубчатый паучок 70
Рубчатые ромбики -
Паутинка 72
Рельефныелистики -
Грибок 76
Зубчики, выполненные штопальным швом 80
Звездочка из фестонных швов 81
Краевая цепочка из ромбиков (колечек) 83
Ромашка 86
Лапки 90
Фигурки из натянутых ниток 94
Листики из натянутых ниток -
"Репеек" 191
Звезда из натянутых ниток 105
Фигурки, заполненные полотняным швом НО
Фигурки, заполненные воздушнопетельным швом 116

ФИЛЕЙНЫЕ И ГИПЮРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
1. Вышивание филейных и гипюрных изделий 123
Филейная салфетка с бабочкой 124
Гипюрная салфетка 128
2. Краткое описание образцов филейных и гипюрных изделий 129
Филейные изделия 130
Гипюрные изделия 134
Приложение 143

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ручное филейное плетение сеток и вышивание по ним известны с глубокой старины. Эту работу разделяют на два вида: 1) плетение сеток для различных салфеток, накидок, кружев, дорожек, скатертей и др. и 2) вышивание по сетке узоров различными швами, придающими сеткам вид изящных кружевных изделий.
Техника плетения филейных сеток заимствована из древних видов плетения рыболовных сетей. Но для филейных работ сетки плетут мелкими петлями (клетками) из тонких ниток.
Филейные сетки плетут при помощи простых приспособлений. Петли (ячейки или клетки) образуются из ниток, которые затягивают узелками.
Рекомендуется вначале освоить плетение сеток с более крупными петлями, а затем уже плести сетки с мелкими петлями. Поэтому в книге до плетения филейных сеток описано плетение сеток для детских кроватей и сумки «авоська».
Техника плетения сеток очень проста. Но выполнение сеток больших размеров требует немало времени. Для экономии его можно использовать готовые сетки фабричного производства. На них, так же как на сетках ручного производства, вышивают различные узоры, создавая красивые и изящные изделия.
Вышивка по сетке бывает филейной и гипюрной.
Филейная вышивка выполняется на сетках с более мелкими клетками. Рисунок для вышивания подбирают такой, который не заполнял бы всего фона сетки. Незаполненные клетки придают изделию прозрачность. Для вышивки применяют 2 - 3 вида наиболее плотных швов.
Гипюрная вышивка выполняется на сетках с клетками несколько большего размера. Рисунок должен заполнять почти весь фон сетки. Для вышивания применяют 4 - 6 видов разнообразных швов, заполняющих клетки менее плотно, чем в филейных изделиях, и придающих гипюрным изделиям ажурность.
Узоры для филейных и гипюрных изделий составлены из отдельных фигурок.
Филейные изделия стирают обычным способом. Гипюрные изделия, в отличие от филейных, рекомендуется стирать растянутыми на пяльцах. Для этого в теплой мыльной воде смачивают щетку и ею проводят несколько раз по готовому изделию. Затем прополаскивают изделие теплой подсиненной водой. Чтобы накрахмалить изделие, делают густой крахмал и опускают в него кусок марли. Этой марлей протирают изделие с лицевой и изнаночной стороны так, чтобы крахмалом пропитались все нитки.
В книге принята народная терминология, например «восьмерка», «цепочка», «паучок» и др.

РУЧНОЕ ПЛЕТЕНИЕ СЕТОК

1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ СЕТОК
Сетки плетут из хлопчатобумажных катушечных, льняных и шелковых ниток, а также из шнура и тесьмы. Выбор ниток зависит от вида сетки. Для детских кроватей сетки плетут из белого крученого шнура или тесьмы; сетки для мячей плетут из прочных хлопчатобумажных пли шелковых ниток различного цвета. Сетки для филейных и гипюрных работ чаще всего плетут из белых прочных катушечных льняных ниток, но не слишком крученых. Сетки для салфеток, скатертей, дорожек и накидок на подушки лучше плести из катушечных шестисложных ниток № 10 и трехсложных № 10 «Экстра». Более тонкие сетки с мелкими петлями (клетками) плетут из шестисложных ниток № 30 и 40. Толстые сетки плетут из «особо прочных» ниток: № 1, 2 и 0.
Сетки с нанесенными на них узорами, выполненными белыми нитками, легче стираются и практичнее цветных.
2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ СЕТОК
Для плетения сеток нужно иметь следующие инструменты и приспособления (рис. 1): челнок 1, пластинку 2 или стерженек 3 и тяжелую подушку 4.
Челнок (игла) - это металлическая или деревянная пластинка или стерженек с концами вилообразной формы. На челнок наматывают нитки, из которых плетут петли.
В зависимости от назначения сетки, толщины ниток и величины петли применяют челноки разных видов и размеров (номеров). Длина челноков 200 - 350 мм, толщина 2 - 7 мм.
Пластинка (дощечка) или стерженек, на которые нанизывают петли, бывают металлические или деревянные. Размеры пластинки или стерженька тоже зависят от назначения сетки, толщины нитки и нужной величины петли. Чем мельче сетка, тем тоньше должен быть стерженек.
Челноки и пластинки (или стерженьки) должны быть с гладкими, закругленными и отполированными краями, чтобы петли не цеплялись, были ровными и хорошо скользили.
Подушка применяется как опора для работы. К подушке прикрепляют вспомогательную петлю из шнура или крепкой нитки, а к петле привязывают нитку челнока. Опора должна быть тяжелой, устойчивой, чтобы она при натяжении, сетки не сдвигалась.
Вместо подушки применяют другую опору - спинку кровати или тяжелого стула
Ниже приводится описание различных челноков и пластинок. Ч е л н о к № 1 (рис. 2) применяют для плетения сеток к детской кровати. Челнок изготовляется из березы, клена, липы,
сосны. Один конец челнока расширен, заострен и имеет вырез с язычком; другой конец имеет вилообразную форму.
Пластинка к челноку № 1 подбирается деревянная. На рис. 2 указаны размеры челнока № 1 и пластинки. Все размеры на рис. 2 - 5 даны в миллиметрах.
Челнок № 2 (рис. 3) применяют для плетения сумок «авоська». Этот челнок изготовляется из металлических пластинок: стальных, медных или дюралюминиевых. В отличие от челнока № I на конце челнока № 2 вместо язычка сделан сквозной разрез; благодаря ему на челнок можно наматывать больше ниток.
Пластинка к челноку № 2 подбирается металлическая или деревянная толщиной 3 - 5 мм. На рис. 3 указаны размеры челнока № 2 и пластинки.
Рис. 4. Челнок № 3 и стерженек
Челнок № 3 (рис. 4) применяют для плетения филейных сеток, на которых вышивают узоры. Челнок изготовляется из стальной нехрупкой проволоки диаметром 2 - 3 мм. Концы челнока с обеих сторон имеют одинаковую вилообразную форму. Кончики вилок должны плотно соприкасаться, чтобы во время плетения сетки они не цеплялись за нитки связанных петель.
Стерженек к челноку № 3 подбирается в виде круглой палочки толщиной 4 - 6 мм. На рис. 4 указаны размеры челнока № 3 и стерженька.
Челнок № 4 (рис. 5) применяют для плетения тонких сегок с петлями (клетками) малого размера. На этих сетках выши-
вают кружева, прошивки, салфетки и т. п. Челнок изготовляется из стальной.проволоки толщиной 1.5 - 2 мм. Челнок № 4 по виду почти не отличается от челнока № 3. Разница состоит только в размере (см. рисунок).
Стерженек к челноку № 4 подбирается в виде круглой палочки, но более тонкой, чем к челноку № 3.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ СЕТОК
Прежде чем приступить к плетению сетки, нужно намотать нитки или тесьму на челнок. Нитки или тесьма должны быть намотаны равномерно. Надо челнок взять четырьмя пальцами правой руки и прижать большим пальцем.
Нитку привязывают за зубец вилки или накладывают петлей вокруг вилки челнока и начинают наматывать.
Наматывают нитку туго (6 - 7 оборотов) вокруг челнока по его плоскости. Затем нитку наматывают на одно ребро челнока таким образом, чтобы нить ложилась в виде восьмерки, т. е. крест-накрест. После 6 - 7 оборотов челнок поворачивают на другую сторону и наматывают нитку таким же способом на другое ребро.
Толщина намотанного челнока должна соответствовать величине петли (клетки) сетки, т. е. челнок с намотанными на него нитками должен свободно проходить через петли (клетки) сетки. Кроме того, толщина намотки челнока должна соответствовать ширине применяемой для данной сетки пластинки или стерженька.
Если на челнок намотано слишком много ниток, то при плетении петли будут растягиваться и сетка не получится равномерной. Если же намотано слишком мало ниток, то в изделии будет много узлов от частого наматывания ниток на челнок.
После намотки челнока можно приступить к плетению сетки.

4. ПЛЕТЕНИЕ СЕТОК
В различных сетках петли имеют разную форму.
В сетках для детских кроватей, сумок «авоська» и других углы петель немного вытянуты. Такие петли мы будем называть косоугольными.
Петли в сетках для филейных и гипюрных работ имеют квадратную форму.
Первую петлю делают одинаково для всех сеток, а следующие петли выполняют по-разному. Легче всего плести сетки из крупных петель. Поэтому начинать учиться плести сетки надо не из ниток, а из шнуров или тесьмы.
Из этих материалов плетут сетки для детской кровати или сумки «авоська», т. е. изделия с косоугольными петлями. Только t научившись плести их, можно приступать к плетению тонких сеток с квадратными петлями.

ПЛЕТЕНИЕ СЕТОК С КОСОУГОЛЬНЫМИ ПЕТЛЯМИ
Петля, как указано выше, образуется п[?и помощи челнока, пластинки или стерженька. Плетение первой петли можно разделить на 10 приемов.
Прием 1-й (рис. 6). Из шнура или прочной нитки делают большую (вспомогательную) петлю а (в 15 - 20 см).
Эту петлю прикрепляют к подушке или спинке стула. К петле привязывают нитку 1 челнока. В правую руку берут челнок, прижимают его мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Три пальца (большой, указательный и средний) должны быть свободными, чтобы взять нитку челнока или перехватить ее при затягивании узла.
Прием 2-й (рис. 7). В левую руку берут пластинку, зажимают ее между большим и указательным пальцами и держат с небольшим наклоном к среднему пальцу. Затем пластинку подвигают к узелку, где привязана нитка челнока; при этом средний палец должен быть отодвинут от указательного.
Прием 3-й (рис. 8). Нитку для образования петли б обводят вокруг среднего пальца левой руки и пластинки. Поднимают нитку и заводят влево, пересекая сверху нитку 1, лежащую на пластинке. Затем подводят нитку челнока под большой палец левой руки.
Прием 4-й (рис. 9). Большим пальцем слегка прижимают конец нитки. Правой рукой закидывают продолжение этой нитки полукругом вверх па петлю а и опускают позади пластинки
и. пальцев левой руки с тыльной стороны.
Прием 5-й (рис. 10). Средний палец слегка отодвигают от пластинки для более свободного продвижения челнока в образовавшуюся незатянутую петлю б между пластинкой п средним пальцем. Челнок вводят снизу вверх в петлю б и в вспомогательную петлю а.
Прием 6-й (рис. 11). Протаскивают челнок через две петли и тянут нитку вверх; мизинец задерживает свободно идущую за челноком нитку, - образуется петля в.
Прием 7-й (рис. 12). Нитку опускают и тянут вниз поверх пластинки. Потом нитку выпускают из-под большого пальца, одновременно освобождая средний палец от петли б.
Прием 8-й (рис. 13). Подвигают пластинку к концу вспомогательной петли. При этом правой рукой продолжают тянуть нитку вниз. Одновременно мизинец левой руки оттягивает петлю в. Правильное оттягивание петли в мизинцем нужно для получения петель одинаковой величины. Петля б туго обвивает пластинку. В результате этих движений на ребре пластинки у конца
Рис. 11. 6-й прием плетения первой петли
Рис. 13 8-й прием плетения первой петли
петли а образуется незатянутый узелок, который прижимают к пластинке указательным пальцем.
Прием 9-й (рис. 14). Правой рукой продолжают тянуть нитку челнока вниз. При этом на мизинце петля в постепенно уменьшается.
Прием 10-й (рис. 15). Мизинец освобождают от петли в и крепко затягивают ее в узел. Первая петля б готова.
Вторую петлю г делают таким же образом (рис. 16). Ниткой челнока опять обвивают средний палец и пластинку. Забрасывают нитку полукругом вверх и повторением ранее описанных движений плетут петлю г. Затем плетут третью и последующие петли.
В дальнейшем нужно помнить, что сколько будет узлов, столько будет и петель.
Сетку с косоугольными петлями можно плести несколькими способами. Рассмотрим два способа.
Способ 1-й. Первую петлю плетут, как описано на стр. 11 - 16. Все последующие петли первого ряда плетут так же, как и первую, т. е. нанизывают на большую (вспомогательную) петлю. Готовые петли остаются на пластинке, пока не сплетен весь ряд (рис. 17).
Рис. 15. 10-й прием плетения первой петли
Если нужно сделать много петель и все они не помещаются на пластинке, то с нее снимают все петли, кроме двух последних. Рядом с оставшимися на пластинке петлями продолжают плести следующие петли начатого ряда. Тогда все петли ряда будут одинаковой величины.
Начало 1-го ряда
Когда первый ряд сетки будет готов, пластинку вынимают, поворачивают вспомогательную петлю с нанизанными на нее петлями (рис. 18) и начинают слева направо плести второй ряд петель тем же способом. Но при плетении второго ряда челнок проводят не в большую (вспомогательную) петлю, а в петлю первого ряда. Для того чтобы петли получались одинакового размера, нужно следить, чтобы пластинка при начале образования петли была подведена к точке о (рис. 19, вверху) петли первого ряда. Все следующие ряды плетут так же (рис. 19, внизу).
Способ 2-й. Этот способ отличается от первого тем, что етли первого ряда сетки не нанизывают па вспомогательную петлю, а плетут цепочкой. Цепочку плетут такой длины, какой ширины должно быть изделие.
Рис. 19. Плетение петель второго и следующих рядов сетки
Образуют первую петлю, как описано на стр. 11 - 16. Первая петля получилась величиной, равной одному обороту нитки вокруг пластинки, т. е. вдвое меньше петель второго и последующих рядов. В- эту маленькую петлю трудно протащить челнок с намотанными на него нитками. Для того чтобы челнок проходил свободно, раздвигают эту первую петлю по шнуру большой вспомогательной петли и увеличивают ее за счет нитки большой петли, вынимают пластинку из первой петли и поворачивают вспомогательную петлю.
К концу первой петли снова подводят пластинку и плетут вторую петлю. Челнок проводят для завязывания узла не
в вспомогательную, а в первую петлю; узелок завязывают на конце первой петли. Затем вынимают пластинку из второй петли и делают третью петлю так же, как вторую, и т. д. Так плетут всю цепочку (рис. 20).
Когда цепочка сплетена до нужной длины, шнур, из которого сделана большая вспомогательная петля, вынимают, и цепочка готова. Она служит основанием для сетки.


KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

Если при вышивании используют сетку, то такой способ ещё называют филейная вышивка или, проще говоря, работа по сетке. Суть этого способа состоит в том, что некоторые клетки заполняют, а остальные оставляют пустыми. В результате получается оригинальный узор. Такие изделия напоминают антикварные вещи и смотрятся довольно интересно.
Техника изготовления своими корнями уходит ещё в четырнадцатый век. Сначала её использовали при украшении постельного белья и скатерти. Девятнадцатое столетие – это время расцвета викторианского стиля. В этот период одежду украшали кружевами или вышивкой, нередко именно филейной. При этом использовали серебряную, золотую нити и дорогую пряжу.

Самый простой способ – приобрести филейную сетку в специализированном магазине. Но при желании можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо:
1. В отрезке ткани сделать прорези на одинаковом расстоянии, образуя сетку. Именно такой вариант можно использовать для традиционного способа.
2. Сплести сеть, используя челнок. Это позволяет получить классический вариант сети, которую используют рыбаки.
3. Сплести сетку при помощи крючка.
Независимо от способа изготовления сетки, следует помнить, что на результат работы влияет размер ячеек и их расположение. При классическом варианте отверстия должны находиться чётко один над другим, но ни в коем случае не по диагонали или со смещением.
Если сеть уже подготовлена, на неё наносится узор. Для этого некоторые пустые клетки следует заполнить в определенном порядке. Все остальные останутся свободными.


Техника исполнения

Сначала необходимо определиться с размером вышитого изделия. После этого сетку обрезают, оставляя небольшой запас. Он необходим для того, чтобы можно было закрепить основу на рамке для вышивания. Для крепления сети к рамке можно использовать клей или строительный скотч. Если рамкой служит плотный картон, то сеть можно попросту пришить. Важное условие – сеть должна быть хорошо натянута. Если она изготовлена из тоненьких нитей, то лучше сначала её замочить в разведенном желатине, а потом высушить в горизонтальном положении, хорошо расправив.

Штопальный шов

Сам процесс вышивания следует начинать с самых простых узоров. Для заполнения широкой части рисунка лучше всего подойдет штопальный шов. Именно его используют, если необходимо заполнить много отверстий подряд. Выполнять его нужно так: иголка должна проходить то под отверстие, то над ним на протяжении всего ряда. В следующем ряду проделывается то же самое действие, только в шахматном порядке. Получившееся напоминает плетенку.

Вертикальный шов

При филейном вышивании после заполнения нескольких горизонтальных рядов вышеописанным стежком иногда нужно заполнить и вертикальные ряды. Вертикальные швы следует накладывать на горизонтальные, как бы переплетая их. При этом нельзя допускать пропусков. Если придётся обрывать нить, то правильнее будет протянуть её по краю вышитого отверстия. Это позволит аккуратно обработать край рисунка.

Шов настил

Ещё один простой шов – настил. При его нанесении нужно сначала заполнить все ячейки, а потом обвести контуры рисунка, используя шов «игла вперед», а потом ещё и в обратном направлении.
Нередко, рукодельницы используют в своей работе и москитную сетку. Но следует взять во внимание, что её ячейки не находятся под прямым углом друг к другу. Поэтому и процесс вышивания имеет некоторые различия, а узор получается по диагонали и начинать его следует с угла. Работа при этом происходит в таком порядке: нить крепится в левом нижнем углу, ранее подготовленного прямоугольника. Её прошивают вверх по диагонали, следуя узору. В такой работе можно использовать нити разного цвета.

Завершающий этап

На момент завершения рисунка нить нередко возвращается почти в исходное положение. Для завершения существует несколько способов:
1. Ещё в начале оставить небольшой конец нити. После завершения вышивания следует связать начало и конец нити узелком. Он должен быть очень мелким и плоским, почти незаметным на фоне вышитого рисунка.
2. Конец нити можно аккуратно протянуть по контуру вышитых ячеек, это позволит надежно её закрепить. После этого остаток нитки можно обрезать. На выбор способа закрепления влияет толщина самой нити. Если она обладает большой толщиной, то лучше закрепить её незаметным узелком.

При необходимости накрахмальте.

Готовое изделие из тонких нитей можно накрахмалить. Это добавит ей жёсткости. Для приготовления жидкости нужно половину чайной ложки крахмала развести в одном литре воды и тщательно перемешать. Чтобы жидкость получилась тягучей, в неё добавляют немного горячей воды и удаляют комочки. Вышитое изделие должно хорошо пропитаться приготовленным раствором. Сушить его лучше в разложенном виде на полотенце. После этого еёможно пришить к однотонной более плотной ткани, а края украсить кружевом или связать крючком красивый узор.
Она очень красиво смотрится на крышках подарочных коробок, её вшивают, как вставки, в скатерти и полотенца. Нередко встречаются и шторы с филейными вставками. Нити при этом используют не цветные, а подобранные точно в тон ткани. Это позволит создать более нежный узор.

Филейно-гипюрное творение

Её отличие в том, что рукодельницам приходится работать с большими ячейками, а рисунок должен заполнять почти всю сеть. Швы при этом используют очень разные, нанося их не так плотно, как обычно. В результате получаются более ажурные и тонкие узоры.
Интересно отметить, что сейчас филейное кружево можно изготовить не только ручным способом, но и на швейной машинке. Это позволит значительно сэкономить время.
Очень часто узор на сетке сочетается с вязанием крючком. Такие изделия выглядят очень шикарно и имеют королевский шик, особенно, если в них встречаются сложные богатые узоры. Подобные изделия сохранились ещё с королевских времен.

Видео мастер “Филейная вышивка на сетке”

Барджелло - вышивка на сетке. Симпатичное занятие, весёлое и полезное. Осваиваем? Получается объёмная и яркая поверхность. Толстые нитки + толстая игла = флорентийская вышивка.

Барджелло - старинная флорентийская вышивка, на основании которой создаются потрясающие пламенные узоры на полотне. Такая итальянская вышивка bargello применяется для создания объемных красочных узоров и орнаментов. Вышитые таким способом фигуры имеют как острую форму, так и слегка сглаженную – округлую.

Для начала полюбуемся на подушки-покрывало вышитые в технике Барджелло.

А тут уже вышивка на пластиковой сетке (канве) - в такой технике вышивают сетку для сумок, разных коробок и коробочек, шкатулок и даже ковриков.

Вышивают на сетке нитками разными: шёлковыми на больших бобинах, шерстяными для вязания, тесьмой и толстой объёмной пряжей. Порядок вышивания такой - сначала вышивают крупный и основной узор, а потом его заполняют нитками другого цвета.

А вот и маленькая сумочка-кошелёк или косметичка.


Техника вышивки Барджелло или Флорентийская на сетке

На что годится пластиковый холст? Да на всё. Вот вам примеры:

салфетки-подставки

Домик - это уже рукоделие высшей пробы: тут и воображение, и большое желание, и умение

Пара наглядных примеров. Стежки и игла. Ширина и размер стежков могут быть абсолютно разными. Главное, решить, чего сама хочешь.

Салфетка вышитая тесьмой

Вышивка шнурком

Надеемся вам понравились идеи! Вышивать в технике Барджелло по сетке, как видите, можно не только обычными нитками, но и шнурками, лентами и пряжей, а также использовать остатки ниток, главное, чтобы вам нравился конечный результат!

.
...Итак, филейная вышивка .

Что это такое?

Это один из видов вышивки по сетке .
(... если честно, то эта темка навеяна прекрасными работами и мастер-классами по строчке-перевити Аллы Жуковой , это тоже вид вышивки по сетке

, которые заставили меня преодолеть мою лень...:))

Давайте немного разберёмся.
Вышивка по сетке предполагает 2 момента.
1.Нужна сетка.
2.Нужен способ вышивания.

Откуда берётся сетка?

а)Мы можем подрезать нити в ткани , обвить полученные клеточки - получится обвитая сетка, вырезная в ткани. Такой подход характерен для традиционного народного искусства.
б)Сетку можно сплести при помощи специальных филейных иголок. Именно такая сетка используется для классической филейной вышивки.
Таким же способом плетутся рыбацкие сети, сетки-авоськи итд. Там вместо иголки используется челнок.
в)Сетку можно связать крючком.
Можно сымитировать и вышивку, вывязывая узор по сетке - получится всем известная филейка крючком.
А можно и попробовать вышивку по вязаной сетке - получится очень интересный декор для вязаных вещей.
г)...И наконец - самый прогрессивный способ:)
Сетку можно взять готовую .
- Откуда?
- Да в магазине шторном.
Правда, тюля в простую клетку из чистого хлопка сейчас не так-то просто найти... Но находится. В кр. случае, подполиэстренный. - Но у меня, естественно есть запасы х/б тюля, да и сетку плести (см. пункт б)) я умею.

Так что время от времени обращаю свой взор на свой швейный шкаф, достаю оттуда кусочек тюля - и занимаюсь этим приятнейшим делом.
==============================================

Теперь второй момент.

Способы вышивания.
Есть два вида филейной вышивки.
Первый - это простое филе .
Второй - филе-гипюр .

Чем они разнятся?
Простое филе по смыслу сродни счётным вышивкам, типа крестиком. При этой вышивке чередуются заполненные и незаполненные клеточки сетки. Поэтому можно использовать любые узоры для вышивки крестом.
Есть несколько несложных швов для заполнения клеточек. Основные - это полотняный (типа штопки) и настил . Одни клеточки зачёркиваются, другие остаются пустые - так и возникает рисунок простого филе.

Филе-гипюр использует разные приёмы типа натягивания ниток, кружевные швы, паучки, колёсики, столбики... характерные для игольного кружева.
С помощью этих приёмов по сетке вышиваются цветочки, звёздочки, веточки, ягодки, листики - и получаются очень красивые узоры.

=====================================

Теория обрисована.
Пора переходить к конкретике:).
Для начала покажу несколько своих работ.
Хочу заметить, что если использовать готовую сетку, то это довольно быстрая работа (при определённой практике, конечно).
Но очень красивая!
Лично я выполняю эту работу, как и многие другие, без пяльцев , просто в руках.
Но это потому, что от опыта у меня очень чувствительные руки, и я чувствую натяг нитки с точностью до нанометра:).
========================

Итак, САЛФЕТКА в технике простого филе .
Использована готовая х/б сетка, размер клеточки 6 мм.
Диаметр салфетки около 60 см.
Обвязана крючком.
Взят узор для вышивки крестиком.
Нитки пёстрокрашенные мулине.
Шов настил.

Здесь видны некоторые хитрости, существенно ускоряющие работу:). Впрочем, они же, эти хитрости, придают работе более современный характер.
Во-первых, сетка готовая.
Во-вторых, вместо чередования и подбора цветов использована пёстрокрашенная нить.
Это был мой первый опыт такого рода (с пёстрой нитью), и я нахожу, что получилось интересно! Цветы вышли как бы подсвеченные... Салфету эту люблю!
...............................

Вышивка по сетке, или, как ее еще называют, филейная вышивка – прекрасный способ создать действительно уникальную вещь. Вышивка основана на эффекте пустых и заполненных клеточек сетки, которые вместе образуют определенный узор. Вышивка на сетке смотрится необычно и оригинально, вещи напоминают антикварные. Техника выполнения вышивки очень старая, но достаточно простая и подходит для большого количества узоров. К вышивке в этой технике возможно адаптировать также схемы для вязания крючком в филейной технике.




Для вышивки в филейной технике в первую очередь необходима сетка. Сетку можно изготовить самостоятельно, или купить уже готовую в магазинах рукоделия.

Самому сделать сеть можно несколькими способами:

  1. Можно вырезать сетку из ткани. Для этого нужно подрезать нитки в ткани на равных промежутках и вытянуть их так, чтобы получилась сетка. В такой технике часто выполняется традиционная вышивка;
  2. При помощи специального челнока сетку можно сплести. При этом получается классическая сеть, подобной техникой пользуются при плетении рыбацкой сети или сетки – авоськи;
  3. Сетку можно связать крючком. Сетка – очень простой узор для вязания, ее может легко освоить даже новичок. Для образования пустых клеточек столбики с накидом чередуют с несколькими воздушными петлями, причем столбики вяжутся строго друг над другом. На этом же приеме основана филейная техника вязания крючком. Вязаные вещи, исполненные в такой технике, очень напоминают вышивку по сетке.

Как уже было сказано, можно также купить готовую сетку в магазине. При покупке сетки нужно обратить внимание на величину и расположение ячеек сети. От их размера будет зависеть размер готовой работы. В классической сетке ячейки должны быть расположены строго друг над другом, а не по диагонали.

Узор на готовой сетке образуется путем заполнения некоторых клеточек, остальные ячейки остаются свободными.

Учимся вышивать на примере простого узора «Сердце»

Обрезаем готовую сетку по размеру. Нам понадобится заготовка размером 15х13 клеток:

Как видно на рисунке, сам узор значительно меньше, но необходимо оставить несколько клеточек с каждой стороны для крепления сетки к раме для вышивки. Вышивать необходимо по хорошо натянутой и закрепленной сетке, иначе рисунок деформируется. Для удобства сеть можно пришить или приклеить (например, строительным скотчем) к листу плотного картона размером чуть больше заготовки. Пришить заготовку можно сметочными стежками или швом «назад иголка», главное, чтобы сеть держалась крепко и не вытягивалась. Если сеть сделана из очень мягких ниток, для придания ей формы ее можно также окунуть в разведенный в воде желатин, затем расправить на горизонтальной поверхности и дать высохнуть. Засохший желатин придаст изделию жесткость (образец крепления сетки можно посмотреть на рисунке)

Для удобства работы узор в виде зачеркнутых клеточек можно перевести прямо на картонное крепление.


Вышиваем размеченный узор

Самую широкую часть сердца по горизонтали заполняем «штопальным» швом. Такой шов применяют, когда нужно заполнить большое количество ячеек подряд. Один стежок штопального шва закрывает сразу большое количество ячеек канвы, образуя своеобразный «настил». Шов выполняется следующим образом: иголку пропускают поочередно то под ячейку, то над ней, и так до конца ряда, который нужно заполнить. В следующем ряду стежки кладут в шахматном порядке относительно предыдущего ряда, до полного заполнения клеток. Готовая вышивка похожа на «плетенку».

Однако, в нашем случае вышивать нужно не только по горизонтали, но и по вертикали. Чтобы вышивка на сетке легла ровно, вышиваем следующим образом:

  • Вышиваем два ряда в одной клетке штопальным швом;
  • Переходим к заполнению вертикальных рядов (стежки будут накладываться на горизонтальные и переплетаться с ними). Заполнять ряды следует последовательно, не оставляя пропусков. Переплетать нити на стыке вертикального и горизонтального рядов следует так же, как при работе с сеткой: поочередно проводить стежки над и под основной нитью (пример заполнения клеток горизонтального и вертикального рядов смотрите на рисунке)

Заполнять горизонтальные ряды следует сверху вниз, переплетая их с вертикальными. Будьте внимательны при обработке углов: Заполнять следует только обозначенные знаком «х» клетки, иначе узор не получится.

Вышив таким образом половину рисунка, как показано на рисунке выше, доходим до момента, когда невозможно продолжить вышивку, не обрывая нить. Для того, чтобы продолжить вышивку, необходимо протянуть нить по краю уже вышитой ячейки. Такой способ вышивки помогает правильно и аккуратно обработать край вышивки.

Техника обвода нити по краю изделия показана на рисунке ниже. Нить необходимо протянуть под точкой «а» и над точкой «b» (изделие на рисунке показано сбоку). Затем нить необходимо протянуть через боковую петлю таким образом, чтобы она не стягивала петлю. После этого нить можно протянуть под точкой «с» и продолжать вышивку узора.

Продолжаем вышивать узор до конца, протягивая нить по краю узора. В момент завершения вышивки нужно вернуться практически в исходную точку, с которой вышивка была начата.



Завершаем вышивку

Сделать это можно несколькими способами:

  • Освободите конец нити в точке начала вышивки. Аккуратно свяжите между собой конец и начало нити, постарайтесь завязать узелок так, чтобы он был плоским и не выделялся на фоне узора.
  • Протяните нить по краю нескольких вышитых ячеек готовой работы так, чтобы нить была надежно закреплена. Затем нить можно обрезать.
    Выбор способа закрепления нити зависит от личных предпочтений мастерицы и от толщины нити при вышивке. Если нить достаточно толстая, лучше закончить работу способом номер один, т.к. иначе граница узора с одной стороны будет выглядеть значительно более плотной, чем с другой. Узелок в этом случае будет выглядеть более аккуратно.

Готовую вышивку можно использовать как самостоятельный подарок, например, вставив в фоторамку. Однако ее также можно использовать как декоративный элемент при оформлении различных изделий ручной работы или подарков.